The Who
Face Dances (жанры:rock)
2 мая 1997
Face Dances (Танцы лица) - девятый студийный альбом английской рок-группы The Who, выпущенный в марте 1981 года компанией Polydor Records в Соединенном Королевстве, компанией Warner Bros. Records в США. Это первый полностью новый альбом с участием барабанщика Кенни Джонса, заменившего умершего в 1978 году Кита Муна. Face Dances также первый альбом The Who на Warner Bros.
ИСТОРИЯ
После смерти Кита Муна в сентябре 1978 года, The Who долгое время не могли оправиться от удара, хотя незадолго до этого трагического случая собирались выгнать барабанщика из группы за хроническое пьянство. Наконец, в 1979 году группа взяла себе в ударники Кенни Роджерса, который раньше играл в легендарной группе Small Faces, которая позже переформировалась в не менее легендарную Faces (с нынешним Роллинг Стоуном Ронни Вудом и Родом Стюартом в составе), и надолго забыла про студию, сконцентрировавшись на концертной деятельности. Первое выступление в обновленном составе состоялось 2 мая 1979 в лондонском Rainbow Theatre.
Прошел еще год, прежде чем группа приступила к записи нового альбома Face Dances. Помимо прибытия Кенни Джонса, произошли и другие изменения в традиционном музыкальном раскладе The Who. На концертах с ними стал выступать клавишник Джон "Кролик" Бандрик, а основной вокалист Роджер Долтри, в некоторых новых вещах, стал брать гитару в руки, чего отродясь не бывало с 1962 года, когда The Who еще звались The Detours.
Face Dances начался с удачного контракта на 12 миллионов долларов, по которому The Who обязались записать три альбома для Warner Bros. Records. Незадолго до того, Пит Таунзенд заключил личный контракт с Atlantic Records на запись сольных альбомов. И вот при такой нагрузке на Пита обрушились несчастья в личной жизни. Жена Таунзенда Карен, с которой у него было две дочери, прогнала мужа из дома за беспробудное пьянство. Он начал тусовую жизнь в богатом искушениями Лондоне и, впервые с 1967 года, опять начал употреблять наркотики - на сей раз кокаин.
Изданный филиалом Atlantic - лейблом Atco Records первый сольный альбом Таунзенда Empty Glass (1980) неплохо продавался и расхваливался критиками. Пит написал на обложке альбома посвящение своей жене, дочерям и группе Sex Pistols. Но удача в сольном дебюте не спасла Пита от глубокого эмоционального кризиса. Он продолжал пить, употреблял наркотики, и впадал, можно сказать, в "достоевщину": влюблялся в каких-то гордых неприступных женщин, презирал самое себя за то, что относился к богатым слоям английского общества и корил себя на чем свет стоит за гибель одиннадцати фанатов The Who в городе Цинциннати, штат Огайо.
На самом деле, в трагедии, случившейся в Цинциннати не было вины кого-либо из участников The Who. В конце 1970-х за закрытым залом Riverfront Coliseum в Цинциннати закрепилась репутация вседозволенности, которую тут позволяли местным толпам. Еще в 1976 году фанаты закидали фейерверками концерт группы Yes. Через год толпа на входе прорвалась через кордон на концерт Led Zeppelin, в результате чего много людей получили увечья, около 60 человек были арестованы полицией. Но самое неприятное случилось 3 декабря 1979 года перед концертом The Who, и виновата в этом была администрация этого Колизея.
На многих крупных рок-площадках в то время практиковалась т.н. фестивальная система распределения мест по принципу, кто первый приходит, тот и занимает лучшие места. Но если в других залах этот принцип осуществлялся с надлежащими мерами безопасности, то в Колизее это не раз приводило к давке на входе. В день концерта, который должен был начаться в 20:00, более 18 000 человек скопились у входа в здание еще в 13:30. В течение всего полудня эта масса людей непрерывно колыхалась, изгибалась волнами, маневрируя за передовые позиции. Но полный кирдык начался в 19:05, когда The Who закончили саунд-чек - настройку перед концертом, и администрация открыла из всех 134 дверей в помещение всего лишь жалкие пять. Двадцать пять полицейских были бессильны навести порядок, а открытием остальных дверей заведовали только сотрудники безопасности Колизея.
В течение часа люди были придавлены к стеклянным дверям, неспособные пошевелиться, а в некоторых случаях даже дышать. В 19:30 лейтенант полиции попросил менеджера Колизея открыть дополнительные двери, на что тот ответил, что у них только девять контролеров, а нанимать больше запрещает профсоюз. Когда The Who, понятия не имевшие о том, что творилось снаружи, уже начали концерт, приехали машины скорой помощи, забравшие две дюжины пострадавших и одиннадцать человек задавленных в толпе насмерть.
Трагедия потрясла участников группы, когда они узнали об этом после концерта. Следующий концерт в Буффало они посвятили жертвам Цинциннати и послали цветы на их похороны. Несколько дней спустя после трагедии, Пит сказал в интервью: "Если бы такое случилось внутри, я никогда бы больше не выступал."
С семейной проблемой столкнулся не только Пит. Во время записи Face Dances затрещали браки Джона Энтуистла и Кенни Джонса, и все по той же причине: оба бухали, не просыхая. Из всех четверых, крепче всех стоял на ногах в то время Роджер Долтри. В 1980 году вышел на экраны фильм McVicar, где Долтри сыграл главную роль. В такой же первенствующей роли Роджер видел себя и в группе.
Пит сделал большую часть демо-записей с января по март 1980. Среди них было немало песен, которые вошли не в этот, а следующие альбомы, а кое-что реализовалось только в сольных проектах Таунзенда. Отношение группы к этим новым песням было заметно прохладное. По воспоминаниям Пита: "Когда я проиграл им эти демо, никто не произнес ни слова. В конце концов, Кролик сказал: "Мне нравится вот эта и вот эта песня, в них есть что-то хорошее." Он пытался выдать какой-то позитив, чтобы нарушить это чреватое молчание. А я просто забрал пленку и ушел."
Запись началась в лондонской студии Odyssey под командованием американского продюсера Билла Шимчика. Шимчик был в то время широко известен как продюсер The Eagles - группы очень успешной, но звучание которой сильно отличалось от звучания The Who. Откуда такой выбор продюсера? Возможно, Шимчика порекомендовал Питу его друг Джо Уолш, который был в то время гитаристом The Eagles.
Вот что вспоминал про работу с Шимчиком Джон Энтуистл: "Он все записывал в тройном размере. Я не люблю записывать болванку по много раз. Мы сделаем один, но очень хороший дубль, а он - нам: "Сделайте мне еще три точно таких." Я сильно утратил уверенность от такого промывания мозгов с каждой песней, что играл не так расслабленно, как могу обычно."
Начало записи было вскоре прервано сначала весенними, а затем летними гастролями группы. Потом Шимчик попал в автокатастрофу в Майами, потом его позвали сводить концертный альбом The Eagles. В итоге, запись Face Dances возобновилась только в ноябре 1980 и продолжилась в декабре. Шимчик сделал предварительное сведение, группа послушала его на студийных мониторах и осталась довольна результатом. Потом Шимчик забрал пленки в собственную Bayshore Recording Studios в г. Коконат Гроув (Флорида) для окончательного сведения. Музыканты не смогли прилететь во Флориду на окончательное микширование, поскольку им надо было репетировать к намеченным гастролям по Великобритании. Ненадолго прилетал Пит, но его вмешательство было очень незначительно. В итоге, группе не понравилось окончательное сведение альбома.
Несмотря на то, что альбом получил большую популярность и хорошо распродавался, участники The Who считали его своей не самой удачной студийной работой. Таунзенд назвал альбом "блеклым", считал песни в нем "неправильными" для их группы. Джон Энтуистл сказал: "Пит не написал для этих песен гитарные соло, поэтому клавиши там преобладают над гитарой. Мы стали использовать клавиши где надо и не надо, в любой песне. Гитара как инструмент оказалась в загоне. В итоге, единственные две сильные гитарные песни оказались мои."
Единственным из The Who, кому всегда нравился альбом - Роджер Долтри: "Мне нравится материал в Face Dances, я считаю, Пит проделал хорошую работу с ним. Правда, группа впервые неадекватна ему."
На самом деле, что бы не говорили музыканты, но все песни альбома вскоре стали постоянными номерами на всех концертах. А те из них, что не играли группой, исполняли позже либо Таунзенд, либо Долтри сольно. И вообще, альбом получился достаточно интересным. Сколько Шимчик не старался, Иглз из Ху ему сделать не удалось, да и вряд ли он ставил такую задачу. Звучание конечно мягче, попсовее традиционного, действительно, наполненное клавишами. Даже в песнях Энтуистла ("The Quiet One", "You") - что бы он сам ни говорил - клавиши играют гораздо более ведущую роль, чем гитара. The Who просто зазвучал посовременнее.
В этом ничего удивительного, если мы вспомним, что это был 1981 год - время, когда британскую сцену захлестнула "новая волна": с одной стороны Madness, Stranglers, Cure, Police и иже с ними, с другой стороны - "новая волна британского тяжелого рока", получившего название heavy metal - тяжелый метал: AC/DC, Judas Priest, Rainbow, Whitesnake и др. The Who были между первыми и вторыми. Они были слишком грубы для "новой волны" и слишком мягки и изощренны для "тяжелого металла". В любом случае, The Who остались собой, и в альбоме Face Dances они так же узнаваемы, как на своих пластинках 1960-х годов.
Альбом хотели назвать просто The Who. Название Face Dances пришло, буквально, в последнюю минуту. Пит Таунзенд: "Однажды я наблюдал одну девушку, которая сидела перед зеркалом, жевала спичку в зубах и делала гримасы. Я сказал ей: "Танцы лица", и она рассмеялась. А потом кто-то напомнил мне, что в известном научно-фантастическом романе Фрэнка Герберта "Дюна" были персонажи, которых прозвали "танцоры лица" (face dancers), которые для особых случаев могли полностью видоизменяться. Это засело у меня в голове, а потом пригодилось для названия."
Уже после записи альбома Face Dances, Пит сочинил песню "Face Dances, Part Two", но никогда не предлагал ее в репертуар The Who, а записал ее позже в свой сольный альбом All the Best Cowboys Have Chinese Eyes - У всех лучших ковбоев китайские глаза (1982).
Синглом была выпущена первая песня "You Better You Bet". На нее был сделан также видеоклип, который в числе первых видеоклипов крутился на открывшемся в 1981 году телеканале MTV.
Face Dances имел большой успех у публики, хотя критики его поругивали. У себя на родине альбом был на втором месте. На первом в то время находился альбом Adam And The Ants - Kings Of The Wild Frontier , которого по статистике было продано всего на 9 экземпляров больше, чем Face Dances. В Штатах альбом подымался до 4-го места, и к сентябрю 1981 обрел платиновый статус (1 млн. проданных экз.).
ОБЛОЖКА
Дизайн обложки сделал Питер Блэйк, который прославился в свое время созданием обложки для альбома The Beatles - Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band Это была его идея - заполнить обложку портретами участников The Who, которые напишут лучшие художники Великобритании. В этой работе приняли участие 16 художников, Питер Блэйк в том числе. Из видных художников отказался от участия только Фрэнсис Бэйкон. На вкладыше указана схема, по которой можно узнать, какой художник написал какой портрет. В комплекте первого издания альбома шел полноцветный плакат с увеличенным изображением обложки 59 х 59 см (24" x 24").
На обратной стороне коробку, где лежат "тюбики с красками", подписанные названиями песен, создал Клайв Баркер - скульптор, принадлежавший к британскому движению поп-арта 1960-х, как впрочем и многие из художников, участвовавших в оформлении этой обложки. Пит Таунзенд тоже декларировал в 1965 году, что The Who являются частью этого арт-движения.
- You Better You Bet
- Don't Let Go The Coat
- Cache Cache
- The Quiet One
- Did You Steal My Money
- How Can You Do It Alone
- Daily Records
- You
- Another Tricky Day
- I Like Nightmares
- It's In You
- Somebody Saved Me