О возлюблении Господа от всего сердца (Мф.22,35-46) - ПРОПОВЕДЬ 2001-09-16 (исполнитель: о. Олег Моленко. Проповеди)
ПРАВОСЛАВНАЯ ПРОПОВЕДЬ [bad word] /www [bad word] audio/2001-09-16.htm КРАТКОЕ СДЕРЖАНИЕ: Один из законников, искушая Господа, спросил Его, какая заповедь важнейшая. И Господь, отвечая ему, сказал: «Возлюби Господа Бога твоего…». И 2-я заповедь, подобная ей, «Возлюби искреннего своего, как самого себя». В этих 2-х заповедях заключается весь закон и все пророки, суть осталась та же: возлюбить Господа Бога своего от всего естества тела своего, от всего сердца своего, ума своего, души своей (как бы человек разделяется условно на части). Это – высшая, самая главная заповедь, поэтому исполнять её мы сразу не способны. Речь идет ведь не о плотской любви, не о любовном чувстве. Мы не можем постичь величия и славы Бога. И как же, тогда мы можем любить такого не вместимого Бога? (В Писании Бог описывается человеческими словами, иначе мы ничего бы не поняли вообще напр. «Бог гневается» и т.п.). На самом деле Бог абсолютно бесстрастен, не имеет никаких немощей, недостатков и нужды в чем-либо. Это великая личность, которую мы, падшие человеки, не можем постигнуть. Мы созданы, зависимы, больны, переменчивы, немощны… Любовь к Богу начинается с глубокого благоговения перед Ним, перед Его величием. А величие Божие открывается на молитве. О Боге как о личности мы узнаем только из личного опыта, а первое посещение Бога бывает только на молитве и на молитве Бог открывает Себя настолько, насколько может вместить человек. И первое, что ощущает человек, - его, объемлет страх Божий, от ощущения той личности, которая бесконечна, блаженна, ни в чем не нуждается и непорочно святая. Человек в своем сознании превращается в ничтожную песчинку, которая трепещет и понимает: «Вот кто я и кто Он». Тогда это наше горделивое состояние впервые подрывается. Впервые человек начинает получать правильное представление о Боге в своем сердце. И это присутствие Бога ОЩУЩАЕТСЯ. Душа смиряется от ощущения присутствия Бога, а малейший грех представляется страшным. После этого опыта человек не будет никогда никого, ничего бояться, кроме этого Бога. Происходит переворот в душе человека. Раньше восприятие Бога было человеческим (как сказка). Когда законник искушал Господа, то и искушал то Его по-человечески, он не ощутил Бога, т.к. был… мертв. А Господь в ответ сказал ему главную заповедь, вернее – две. А что значит возлюбить ближнего своего? Так же как мы неправильно понимаем и любовь к ближнему, и если нет настоящей любви к ближнему, то нет её и к Богу! Кто этот «ближний»? Речь идет о любом человеке, с которым нас сводит промысел Божий. Здесь существует большая угроза и опасность: чтобы любовь наша не была лицемерной, корыстной, лукавой, человекоугодливой и т.п. объясняя нам, кто такой ближний, Господь рассказал случай с самарянином. Наша любовь должна быть деятельной, она всегда отдает (молитвой, поддержкой, утешит словом и т.д.) В случае с самарянином, этот самарянин оказал помощь избитому и ограбленному человеку. Но он не оказывал никакой «помощи» гостиннику. Если бы было иначе, то он впал бы в человекоугодие и чего-то хотел бы от него. Он передал лишь ему деньги для раненного. Нужно оказать необходимую помощь, а если человек просто вступает с нами в контакт, то здесь великая опасность впасть в человекоугодие. Возвращаемся к 1-ой, главной заповеди. Входить в любовь Божию, надо, исправляя свое естество, через молитвенный, покаянный подвиг, через который мы очищаемся и делаемся способными к Богообщению. Как можно возлюбить Бога от 1) всей души; 2) от всего ума; 3) от всей крепости своей? – Это 1) святая молитва именем Господа и Бога Иисуса Христа. Покаяние нам нужно сейчас особенно, т.е. приблизилось время Апокалипсиса. 2) Сам Господь говорит нам: «Любящий Меня, заповеди мои исполнит» – т.е. опять же любовь деятельная. 1-ая заповедь по порядку – это покаяние, нищета духовная. Затем – неосуждение ближних; возлюбление врага своего (если он нам личный враг) – будь готов отдать за него жизнь свою до последней капли крови. Иисусова молитва на высших ступенях приводит к тому, что человек, начинает любить Бога от всей души, ума, сердца, а затем и