Лунная соната (исполнитель: виктор екимовский (p.1947))
Это заказ от фестиваля "Франкфуртфест" 93-го года. А предложили мне написать это сочинение специально для Ивана Соколова, который должен был дать там свой концерт, ну и, в том числе, сделать какую-нибудь премьеру. Как, собственно, рассказать о замысле, об идее? Ну, например, когда я что-то придумал (не знаю, там страничку, полторы этой музыки), я как-то сразу уловил некоторый намёк на "Лунную" Бетховена, на её первую часть, точнее. А потом стал "крутить" эту мысль дальше и подумал: а почему, собственно, нельзя назвать моё сочинение тоже «Лунной сонатой». Вот так и возникло это, немножко, как бы нахальное решение. Ну, а когда это название связалось с моей музыкой, то, естественно, всё пошло и дальше и легче -- уже появился какой-то момент, обозначивший нужные мне рамки, какое-то обозначение даже жанра... И к тому же в своей сонате я решил и пополемизировать немножко с Бетховеном, то есть если слушатель, сидящий на концерте, будет знать, что сейчас прозвучит «Лунная соната» и услышит некоторую отдалённую связь с Бетховеном, то он будет думать, что всё так будет и дальше. Ни черта подобного! Нет! Дальше так я не делаю. Ведь, если говорить о программе бетховенской сонаты, точнее, этой её первой части -- так что там: примитивно говоря, томные вздохи, мечты и никаких активных действий -- Бетховен просто хочет находиться в каком-то непроизводительном состоянии, так скажем. И тут я делаю очень крутой поворот, очень большое накопление какой-то энергии, которая в момент кульминации выливается в совершенно иную материю и в том числе, и в иной звукоряд гармонический, и, конечно, в совершенно иную ритмику -- абсолютно контрастный момент, и всё это именно в момент кульминации, который совершенно не схож ни с чем у Бетховена. И вот в этом мне и представляется как раз индивидуальное структурное решение моей «Лунной сонаты»: здесь происходит тот "икт", который я противопоставляю, можно сказать, Бетховену, то есть все его "мечтания" и какие-то "бесплодные вожделения", они у меня выливаются, так сказать, во что-то реальное, в этот реальный "икт"... Но, вообще-то, эта музыка очень абстрактна, и искать какие-то чёткие параллели с жизненными явлениями здесь не следует. Просто по идее, по мысли, мне показалось, что Бетховену не хватило в его "Лунной сонате" именно такого развития, хотя это, парадоксально, конечно, звучит: "Бетховену не хватило". Он, конечно, как хотел, так и сделал, но в моём понимании могло быть и другое решение и именно в жанре первой части его "Лунной сонаты", то есть в её пределах можно было чего-то добиться и другого, так скажем. А в конце -- после кульминации -- идёт маленькая репризка. Здесь всё успокаивается, естественным образом и повторяются некоторые начальные аккорды...