Ноктюрн "Разлука / La séparation" (f-moll) (Красивая классика) (исполнитель: Михаил Иванович Глинка (1804-1857))

В тиши ночной аккорд печальный тревожит мир души моей, как будто отголосок дальний былого счастья, лучших дней...

---

"Для сестры Елисаветы Ивановны, бывшей тогда с полуглухоненмым племянником Соболевским в Петербурге, написал я ноктюрн «La separation» (f-moll) фортепиано."

---

 Итак, ноктюрн «Разлука» - это творение зрелого мастера. М. Глинка внес большой и ценный вклад в русскую фортепианную литературу. Фортепианное творчество  сопутствовало ему на протяжении всей жизни. Любовь к этому инструменту у Глинки неразрывно связывалась со всей артистической деятельностью, с его высоким исполнительским мастерством. Обладая превосходными пианистическим данными, он  с юных  лет проявил  себя вдумчивым исполнителем. Он брал уроки у знаменитого тогда пианиста Джона Фильда, который как композитор прославился именно своими фортепианными ноктюрнами, оказавшими влияние не только на М. Глинку, но и на Ф. Шопена. 
            Интересно сравнить описание фильдовской игры, которое оставил М. Глинка, с характеристикой собственной игры Глинки, данной его современницей А. П. Керн.
            М. Глинка об игре Дж. Фильда:
            «Хотя я слышал его не много раз, но до сих пор помню его сильную, мягкую и  отчетливую игру. Казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя, и рассыпалась жемчугом по бархату. <…> Игра Фильда была часто смела, капризна и разнообразна, но он не обезображивал искусства шарлатанством и не рубил  пальцами котлет, подобно большей части новейших модных пьянистов».
            А. П. Керн об игре М. Глинки:
            «Глинка опять поклонился своим выразительным, почтительным манером и сел за рояль. Можно себе представить, но мудрено описать мое удивление и восторг, когда раздались чудесные звуки блистательной импровизации; я никогда ничего подобного не слыхала, хотя и удавалось мне бывать на концертах Фильда и многих других замечательных музыкантов; такой мягкости и плавности, такой страсти в звуках и совершенного отсутствия деревянных клавиш я никогда ни у кого не встречала! У Глинки клавиши пели от прикосновения его маленькой ручки. Он так искусно владел инструментом, что до точности мог выразить все, что хотел; невозможно было не понять того, что пели клавиши под его миниатюрными пальцами».
            Легко можно себе представить, что исполнять Глинка мог именно этот ноктюрн «Разлука», замечательный образец его фортепианного творчества в жанре лирической миниатюры. В пьесах такого рода (сюда можно отнести также «Баркаролу») композитор не только обобщает лучшие черты фортепианной лирики первой половины XIX века, но и прокладывает путь в будущее, к лирическому стилю П. Чайковского.
            Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы вплоть до Чайковского, Лядова, Аренского, Рахманинова.
Послушать/Cкачать эту песню
Mp3 320kbps на стороннем сайте

Открытка с текстом :
Удобно отправить или распечатать
Создать открытку
У нас недавно искали песни:
The Monkees Porpoise Song  The Monkees Stepping Stone  The Monkees Theme From The Monkees  The Monkees Tapioca Tundra  The Monkees Sweet Young Thing  The Monkees You Told Me  The Monkees Sunny Girlfriend  The Monkees No Time 
О чем песня
Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - Ноктюрн "Разлука / La séparation" (f-moll) (Красивая классика)?
2020 © Tekstovoi.Ru Тексты песен