"Силуэты" для флейты, двух фортепиано и ударных (1969): 1. Донна Анна (исполнитель: Эдисон Денисов)

«Силуэты» для флейты, 2 фортепиано и ударных (1969)

Дмитрий Денисов, флейта
Мария Паршина, Михаил Дубов, фортепиано
Владимир Голоухов, ударные
__________________
1. Донна Анна
(из «Дон Жуана» Моцарта)
__________________
Это сочинение написано по просьбе моего приятеля, рано умершего польского композитора и прекрасного пианиста Томаша Сикорского. Он тогда организовал ансамбль из флейтиста, одного исполнителя на ударных инструментах и 2 пианистов (сам он играл 1-е фортепиано), и вот специально для них я и написал  свои «Силуэты».

Премьера с этим ансамблем состоялась, кажется, в октябре 1969 года в Баден-Бадене.

Это единственное моё сочинение, построенное целиком на чужом материале. Моего материала здесь, практически, нет: 1-я часть — «Донна Анна» — это материал арии Донны Анны из «Дон Жуана» Моцарта, 2-я часть — «Людмила» — на материале арии Людмилы из «Руслана и Людмилы» Глинки, 3-я часть — «Лиза» — это ария Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского, 4-я часть — «Лорелея» Листа, а 5-я — это колыбельная Марии из «Воццека» Берга. Все части, таким образом, это портреты женщин — «музыкальных героинь» и очень известных героинь.

Каждый портрет написан в своей манере.

Скажем, в 1-й части, материал Моцарта, который идёт вначале как будто бы в чистом виде, вдруг прерывается, происходят вторжения разной «звуковой пыли»: появляются совершенно чуждые музыке Моцарта ударные — бонги, томтомы. И из этой «пыли», то есть такого свободного пуантилистического сонорного материала, как бы выглядывает характер, портрет Донны Анны. Причём здесь есть даже элемент какого-то юмора в её обрисовке, но это ни в коей мере не издевательство над музыкой Моцарта, который всегда был для меня одним из самых дорогих и любимых композиторов, и этот подход принципиально противоположен тому, что делал Альфред Шнитке в своем «Моц — Арт`е» — здесь нет и никакого искажения материала — это только игра с ним, но без разрушения самой его сущности.

2-я часть написана только для флейты соло. Это, как я уже сказал, ария Людмилы, но в своём как бы ещё одном возможном варианте. Я взял и как бы разрезал ножницами то, что есть у Глинки, на кусочки и разбросал их так, чтобы флейтист выбирал каждый раз сам тот вариант мозаики из этих звуковых групп, который он хочет. И там есть группы, где ни одна глинковская нота не тронута, и есть кусочки немножко деформированные так, как будто они немножко размыты водой или отражаются в неровном зеркале. И, естественно, что при такой алеаторической структуре, каждый раз Людмила, её характер открывается нам как бы с новой и неожиданной иногда стороны. Часть завершается вместе с проигрыванием последней из групп.

3-я часть построена так, что флейта упорно играет одну и ту же интонацию — самую характерную: здесь что-то похожее на игру пластинки, когда игла застревает на одном и том же месте — всё время звучит одна и та же интонация из предсмертной арии Лизы — «У канавки», и только в самом конце флейта неожиданно выходит на ту фразу, которая есть в таком же сцеплении и у Чайковского, но зато рояли и вибрафон играют в этот момент нечто совершенно противоположное, то есть, по существу, вся музыка здесь — это состояние молодой прекрасной женщины, все помыслы которой остановились только на одной мысли, на стремлении покончить жизнь самоу¬би鬬ством.
— Здесь у меня всегда возникает ощущение какого-то очень страшного одиночества и ещё тихой боли. Это, по-моему, похоже на ваше «Дитя на перроне» из «Картин Пауля Клее».
— Конечно, похоже. Но там, всё-таки,  это развёрнуто гораздо сильнее — ребёнок один в ночи, на пустом страшном неосвещённом перроне, его ужас перед деформирующемся на его глазах миром.

4-я часть — «Лорелея». Здесь образ одного из самых любимых мною образов Листа. Но это, конечно, образ, который я вижу в наше время.

Я, кстати сказать, стоял на той скале, с которой Лорелея бросилась в воду. Это очень красивая и высокая скала на берегу Рейна.
Послушать/Cкачать эту песню
Mp3 320kbps на стороннем сайте

Открытка с текстом :
Удобно отправить или распечатать
Создать открытку
У нас недавно искали песни:
Iced Earth Valley Forge  Sharp Dressed Man Ministry  Hey Jude Wilson Pickett  Твои голубые глаза  Iced Earth The Devil To Pay  Iced Earth Hold At All Costs  Iced Earth High Water Mark  Iced Earth Angels Holocaust 
О чем песня
Эдисон Денисов - "Силуэты" для флейты, двух фортепиано и ударных (1969): 1. Донна Анна?
2020 © Tekstovoi.Ru Тексты песен