Аве Мария. Хормейстер - Надежда Аверина (исполнитель: Владимир Вавилов (Джулио Каччини))
Продолжаем тему "Ave Maria" и продолжаем тему музыкальных мистификаций. Сегодня на повестке дня - "Ave Maria" Giulio Caccini. Чудесное произведение, взятое на вооружение многими исполнителями с мировым именем: вокалистами, музыкантами, оркестрами... Вот несколько примеров. Детский вокальный ансамбль Libera (про них отдельный рассказ) Андреа Бочелли (Andrea Bocelli). Итальянский тенор (ну кто ж его не знает!). Sumi Jo - колоратурное сопрано, звезда из Южной Кореи. Итак. Джулио Каччини. Итальянский композитор и певец, стоявший у истоков итальянской оперы (не в одиночку, естественно). Жил в XVI - в начале XVII в.в. И все бы замечательно. Однако внимательное прослушивание этой версии "Аве Мария" наводит на размышления: что-то тут не то. Не из того времени музыка. И наводит многих. Последние несколько лет идет спор об авторстве (до того тема широко не обсуждалась, сомнения высказывались лишь в узком кругу профессионалов, страшно далеких, понятное дело, от народа). Тема не новая, и, в общем-то, достаточно известная. Владимир Вавилов.Лютневая музыка XVI-XVII веков Вкратце: фирма "Мелодия" сорок лет назад выпустила диск "Лютневая музыка XVI-XVII веков" в исполнении композитора, гитариста и лютниста Владимира Вавилова. Которого теперь многие признают за автора большинства произведений на диске (одно мы уже препарировали). В том числе - и "Ave Maria".Аве Мария. Неизвестный автор? Но на диске нет никакого Каччини, а около "Аве Мария" стоит "неизвестный автор". Однако с годами "автор" чудесным путем стал известным. Тут-то за него и взялись многочисленные знаменитости, добавляя все больше славы совершенно безвестному до того вроде бы как старинному произведению. Inessa Galante Debut. Ave Maria CacciniТак как и когда у этого творения появился "автор"? Поиски пока что привели меня к латвийской звезде мирового уровня, ныне живущей в Германии, Инессе Галанте. В 1994 году она записала в Риге эту песню, а годом позже в Германии вышел диск Галанте под названием "Debut", куда вошла эта запись. И там уже стояло имя Джулио Каччини. Фактически, именно Инесса Галанте дала старт триумфальному шествию "Ave Maria" по всему миру. В итоге с ее легкой руки у Каччини прибавилось еще одно произведение. Была ли она кем-то введена в заблуждение, сделала ли это по своей воле, или же музыкальный продюсер выпустившей диск (что-то вроде сборника шедевров мировой музыки в исполнении Инессы Галанте ) фирмы грамзаписи Campion Records вписал имя старинного итальянца в маркетинговых целях - мне, увы, неизвестно. Так или иначе, вслед за Галанте "Аве Марию" Каччини запели все. Однако постепенно вновь стало всплывать имя Вавилова. И многие именитые исполнители попали в неловкое положение, заимев в репертуаре ударную вещь с сомнительным авторством. Начали указывать двойное, вписывая одного из предполагаемых авторов в скобочках, потом вообще стали писать пространные конструкции вроде "Аве Мария" Вавилова, ошибочно приписываемая Каччини". В связи с этим возникает вопрос. Господа музыканты, а вы что в первую очередь исполняете: опус номер такой-то такого-то именитого композитора, или все же музыку? Что, сама музыка стала хуже оттого, что фамилия не та стоит? Я, конечно, понимаю, что следование указанным ориентирам облегчает жизнь, но давайте хотя бы попытаемся отойти от советской модели выстраивания системы заслуг по принципу наличия или отсутствия членской книжечки! Смешно, но не раз натыкался на обвинения Вавилова в том, что он аж систему ценностей у отдельных товарищей порушил, заставив страдать безмерно! Вот слушали они пластиночку и приобщались к высоким образцам старинной музыки. И тут - на тебе, никакой старинной музыки-то и нет, а состряпал все какой-то недоучка, примазавшийся к чужой славе! И невдомек им, болезным и морально опустошенным, что, скорее всего, иным способом эта прекрасная музыка, выход пластинки с которой стал большим событием в культурной жизни 70-х, открывшая многим целый малоизведанный пласт музыки, по-другому вряд ли вообще смогла бы появиться на свет в то время. Есть, правда, еще один аспект, и немаловажный - авторские права. Пока в авторах ходит Джулио Каччини, живший 400 лет назад - проблем никаких. Если же автором признать Владимира Вавилова, встанет вопрос об авторских отчислениях публичных исполнителей. Даже если наследники Вавилова не будут предъявлять никаких претензий, тут же найдутся соответствующие организации, за долю малую следящие за такими вещами, и уж они своего не упустят, будьте покойны. Посему Джулио Каччини, видимо, еще побудет в официальных авторах - желающих доказывать обратное среди исполнителей вряд ли будет много.