"Она" ("Я знаю женщину..." - сл. Н.Гумилева, посвящено Анне Ахматовой) (исполнитель: Светлана Сурганова)

Из сборника «Чужое небо» (1912)

Стихотворение было отмечено В. Ф. Ходасевичем как одно из лучших в «Чужом небе». По мнению Э. Ф.Голлербаха, стихотворение превосходит своим лиризмом более совершенное по форме стихотворение «Из логова змиева…»: «…если продолжать сравнения в терминах изобразительного искусства, (стихотворение. — Ред.) похоже на мягкую, туманную пастель, где конкретные черты тонут в зыбкой "каррьеровской дымке"». В. В. Тимофеева считает характерной особенностью стихотворения присутствие «живого и сильного чувства», по ее мнению, достаточно редкого у Гумилева. А. И. Павловский подчеркивает соответствие образного ряда стихотворения характеру ахматовской лирики, где «взрыв, катастрофа, момент неимоверного напряжения двух противоборствующих сил, сошедшихся в роковом поединке, но зато (…) это (…) грозовое облако, мечущее громы и молнии, возникает перед нашими глазами во всей своей устрашающей красоте и могуществе, в (…) ослепительной игре небесного света (…) Недаром в одном из посвященных ей стихотворений Ахматова изображена с молниями в руке». «…Гумилев воссоздал не только духовную красоту, но и страстность характера Анны Ахматовой», — писал по поводу того же образа В. В. Дементьев. Р. Эшельман охарактеризовал стихотворение как одно из наиболее удачных аллегорических произведений «высокого стиля», отвечающее гумилевскому призыву к «прекрасной трудности» (Гумилев использует катахретические тропы и парадоксальные формулировки, строя трудно понятные серии образов и описаний с запутанными, сложными периодами), В загадочном образе, обозначенном как «Она», Эшельман выделяет три ипостаси. Эмблема героини — «молнии в руке» — ведет к мифологическому образу греческой богини Афины, часто изображавшейся со стрелой в виде молнии. Соответствуют этому мифологическому образу и такие приметы, как ее глаза, ассоциирующиеся с глазами совы (сова — атрибут Афины); медная музыка — с Афиной, богиней музыки, в том числе военной; эмоциональный холод — с девственностью богини. В дополнение к гипотезе Р. Эшельмана можно добавить, что с молнией в руке изображали Кибелу — в одеянии жрицы мистерий.
Второй план стихотворения связан с реальным прототипом — Анной Ахматовой, чей портрет и характер также узнаются в образных деталях. Наконец, «Она» изображает общую категорию женщин, в представлении Гумилева отличающихся холодом и склонностью к отвержению, а также неутоленностью в любви. Отсюда сложность художественной структуры произведения, которая последовательно расслаивается из монистической универсальной категории на три фигуры (Афина, Ахматова, героиня), разрушает романтическую традицию XIX в. и, используя архаическую ямбическую метрику, «перепрыгивает» в XVIII в. к жанру оды, ассоциирующейся с высоким стилем. В то же время Гумилев обращается к традиции Ш.Бодлера, и это стихотворение воспринимается как эхо «Аллегории» из «Цветов зла». Исследуя ритмическую организацию и звукозапись стихотворения «Она», Р. Эшельман показывает, как торжествует один из основных принципов Гумилева — возвышенное преодоление разобщенности цельностью.
Послушать/Cкачать эту песню
Mp3 320kbps на стороннем сайте

Открытка с текстом :
Удобно отправить или распечатать
Создать открытку
У нас недавно искали песни:
Deicide Severed Ties  Deicide Not As Long As We Both Shall Live  Deicide Angel of Agony  Deicide Horror in the Halls of Stone  Deicide Bible Basher  Deicide Forever Hate You  Deicide Standing In The Flames  Deicide The Gift That Keeps On Giving 
О чем песня
Светлана Сурганова - "Она" ("Я знаю женщину..." - сл. Н.Гумилева, посвящено Анне Ахматовой)?
2020 © Tekstovoi.Ru Тексты песен