Отсутствует (исполнитель: Неизвестен)
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Личность Христа. При рассмотрении личности Христа у богословов возникало 4 основных проблемы: 1. Проблема соединения двух природ: Божественной и человеческой. Основные ереси, связанные с этой проблемой. Ересь Время возникновения Человеческая природа Божественная природа Вселенские соборы Докетизм (гностики) I век Отрицается: «Христос только казался человеком» Принимается - Эбионизм I I век Принимается Отрицается: Иисус – сын Иосифа и Марии, стал Христом в момент крещения - Арианство IV век Принимается Отрицается: Сын не предвечен и не единосущен Отцу; Христос – лучшее творение Отца Осуждена Никейским собором, 325 г. В наше время эта ересь – у «Свидетелей Иеговы» Аполлинаризм IV век Божественный Логос вместо человеческого духа; неверное понимание человеческой природы Христа Принимается Осуждена Константинопольским собором, 325 г. Эта ересь возникла как обратная реакция на арианство. Несторианство V век 1-я личность – Бог 2-я личность – человек Во Христе – «два Лица» Осуждена Эфесским собором, 431 г. Евтихианство V век Не вполне человек Не вполне Бог Осуждена Халкодонским собором, 451 г. После соединения – одна природа Учение Церкви Совершенная человечность Полная Божественность Утверждена Халкодонским собором, 451 г. ХРИСТОС – единая личность Это основные ереси, все, появившиеся позднее – либо повторение какой-то, либо видоизменение, либо комбинация. Христос на 100% Бог и на 100% человек, это принимается только верой. 2. Проблема взаимоотношения и общения атрибутов. Христос обладает всеми Божественными и человеческими атрибутами. a. Вопрос: Как сочетались Божественные и человеческие атрибуты? Могли ли атрибуты Бога переходить из Божественной Личности в человеческую и наоборот? Ответ: атрибуты не переходят из одной природы в другую, это означало бы изменение комплекса атрибутов, а, тем самым, изменение природы Христа. Атрибуты общаются, но никогда не смешиваются. b. Вопрос: Можно ли сказать, что Христос как человек жаждал, а как Бог – нет; как человек умирал, а как Бог – нет; как Бог - знал все, как человек – нет? Ответ: Нельзя. Бог не испытывает жажды, Бог все знает, Бог бессмертен. Но, как Богочеловек, Христос испытывал жажду на кресте, не знал часа Своего второго пришествия и умер на кресте. Христос после воплощения всегда действовал как Богочеловек, единая личность, но никогда только как Бог, или только как человек. Итог: • общаясь, атрибуты не смешивались; • атрибуты никогда не проявлялись в полном отрыве друг от друга или в полном взаимоисключении друг от друга. 3. Проблема самоуничижения. «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил.2:6-9) a. Вопрос: Изменилась ли Божественная сущность Христа в связи с соединением двух природ? Сын = Отцу в момент воплощения, а после него остался ли Сын = Отцу? Ответ: Божественная природа Христа неизменна до и после воплощения. «Он, будучи образом…» («морфе» - неизменная, существенная форма; «схема» - внешняя форма, способная меняться), b. Вопрос: почему тогда Он унизил Себя, «приняв образ раба»? Ответ: Он, будучи равным Отцу, добровольно функционально подчинил Себя. Здесь уместна аналогия добровольного подчинения жены мужу в христианском браке, хотя перед Богом жена и муж равноправны. c. Вопрос: утратил ли Христос какие-либо атрибуты Бога, воплотившись в человека? «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36) Христос не знает дня Своего второго пришествия, Христос не вездесущий, Он уставал. Ответ: Христос после воплощения не утратил никаких Своих атрибутов, но добровольно функционально ограничил Себя d. Можно назвать три решения проблемы утраты атрибутов: • Правильная: Он Себя ограничил; здесь можно привести пример игры в настольный теннис хорошего и плохо