Пляска смерти на фортепьяно (исполнитель: Сен-Санс (исп. Владимир Горовиц))
Переложение Ференцем Листом для фортепьяно симфонической поэмы "Пляска смерти" Сен-Санса Пляска смерти - аллегорический сюжет живописи и словесности Средневековья, представляющий собой один из вариантов европейской иконографии бренности человеческого бытия: персонифицированная Смерть ведёт к могиле пляшущих представителей всех слоёв общества - знать, духовенство, купцов, крестьян, мужчин, женщин, детей. Различия Сен-Санса и Листа особенно отчетливо обнаруживаются при обращении к общему программному прообразу — распространенным в эпоху Средневековья «пляскам смерти». Лист находит в них философскую глубину и трагизм, вдохновляясь старинной итальянской фреской в концертной парафразе на тему Dies irae для форте с оркестром. Сен-Санс в симфонической поэме с солирующей скрипкой воплощает тот же сюжет не без саркастической усмешки, следуя за современной ему французской поэзией. В 1873 году внимание композитора привлекло стихотворение поэта Анри Казалиса (1840— 1909), писавшего под псевдонимом Жан Лагор. Оно носило иронический заголовок «Равенство, братство» и описывало пляску скелетов в зимнюю полночь под звуки скрипки Смерти. На этот текст композитор сочинил романс, а год спустя использовал его музыку для симфонической поэмы под названием «Пляска смерти». Строки стихотворения Казалиса предпосланы партитуре в качестве программы: Вжик, ежик, ежик, Смерть каблуком Отбивает такт на камне могильном, В полночь Смерть напев плясовой, Вжик, вжик, вжик, играет на скрипке. Веет зимний ветер, ночь темна, Скрипят и жалобно стонут липы, Скелеты, белея, выходят из тени, Мчатся и скачут в саванах длинных. Вжик, ежик, ежик, все суетятся, Слышен стук костей плясунов. ................... ................... Но тс-с! вдруг все хоровод покидают, Бегут, толкаясь, — запел петух. Сен-Санс обратился к жанру симфонической поэмы через 15 лет после Листа. Французский композитор увлекся листовскими поэмами еще в молодости: «Они указали мне путь, идя по которому мне суждено было обрести впоследствии «Пляску смерти», «Прялку Омфалы» и другие сочинения». Четыре симфонические поэмы Сен-Санса (1871—1876) существенно отличаются от листовских, продолжая традиции французского программного симфонизма, основанного Берлиозом: «Именно Берлиоз сформировал мое поколение и, смею сказать, оно было хорошо сформировано», — утверждал Сен-Санс. Кюи писал: «Лист отнесся к своей теме с чрезвычайной серьезностью, глубиною, мистицизмом, непоколебимою слепою верою средних веков. Г-н Сен- Санс, как француз, взглянул на эту же задачу легко, шутливо, полукомически, со скептицизмом и отрицанием девятнадцатого века». А сам Лист высоко ценил «Пляску смерти» Сен-Санса, особенно «чудесную красочность» партитуры, и сделал ее фортепианную транскрипцию, которую послал Сен-Сансу в 1876.