Послание апостола Варнавы (исполнитель: Георгий Басов)
Апостол Варнава родился на острове Кипр и происходил из колена Левина. Родители его были люди богатые и, живя на Кипре, имели в то же время землю в Иерусалиме с домом и обширным садом. Они позаботились дать сыну хорошее образование. С детских лет начал обучаться книжной мудрости Варнава, называвшийся тогда еще Иосифом; а когда пришел в возраст, то родители отправили его в Иерусалим к славившемуся в то время еврейскому законоучителю Гамалиилу. Здесь Иосиф воспитывался вместе с Савлом юношей, впоследствии первоверховным апостолом Павлом. Оба они, как лучшие ученики, одаренные великими способностями, ревностно искавшие просвещения, не могли не соединиться в школе Гамалиила тесной дружбой. Но Промыслу угодно было вести их ко Христу различными путями. Тогда как Павел только после смерти Христа сделался Его последователем, Иосиф уже при жизни Господа уверовал в Него. Учась у Гамалиила, Иосиф усердно посещал храм Иерусалимский, строго соблюдал посты и жил вообще благочестиво. Господь Иисус Христос в это время уже начал Свою общественную деятельность. На пути Его из Галилеи в Иерусалим множество народа следовало за Ним, созерцая божественное Лицо и слушая Его сладчайшие речи. Когда Христос начал проповедовать Евангелие в Иерусалиме и творить чудеса, то Иосиф пожелал узреть Христа, услышать Его божественную проповедь. И лишь только желание это исполнилось, как Иосиф возлюбил Господа всей душой, уверовал и соделался Его учеником. С этого времени Иосиф уже не покидал Христа, всюду следовал за Ним, стал свидетелем многих чудес и был удостоен призвания на апостольство в числе избранных Христом семидесяти учеников. Когда незадолго пред страданиями Господа, большая часть учеников, из лика семидесяти, покинули Христа, то Апостол Варнава остался в числе немногих, пребывших верными. После сошествия на апостолов Святаго Духа верующие жили в братстве, все делая общим достоянием. В числе продавших свои имения и сложивших цену их к ногам апостолов находился и Иосиф. Вероятно, после этого он и был наименован Варнавою, что значит сын утешения (Деян. 4:36). Полагают, это имя он получил, потому что наделен был особенным даром утешать скорбящих. В то же время Варнава ревностно проповедовал Слово Божие. По словам книги Деяний апостольских, это был «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деян. 11:24). Среди своих апостольских трудов он скорбел о друге Савле, упорном враге Христа и гонителе верующих. Вскоре Варнава был обрадован чудесным обращением Савла ко Христу. Когда спустя три года апостол Павел прибыл в Иерусалим, ученики Господни сторонились и боялись его, не веря, что он христианин. Именно Варнава представил бывшего Савла апостолам, рассказав о его чудесном призвании. Долгое время Варнава и Павел подвизались в Антиохии Сирийской, среди новообращенных. Здесь впервые ученики их стали называться христианами. По случаю голода в Иерусалиме антиохийские христиане собрали помощь иерусалимлянам и с нею послали апостолов Варнаву и Павла. Исполнив порученное, Павел и Варнава вместе с апостолом Иоанном Марком, племянником Варнавы, вернулись в Антиохию, где пребывали в посте, молитвах и проповедании слова Божия. Из Антиохии Павел и Варнава отправились в первое апостольское путешествие в другие страны. Их сопровождал племяннник Варнавы Иоанн Марк. В Малой Азии, в городе Пергии, Марк, к немалому огорчению Павла, почему-то оставил их и возвратился в дом матери своей в Иерусалим. Варнава же вместе с Павлом прошли, благовествуя, много стран. Всюду апостолы сначала предлагали свое учение иудеям рассеяния, а потом и язычникам. Успех проповеди был необыкновенный, так что они во многих городах основали церкви. Но этот успех дорого стоил апостолам. Во время своего путешествия Варнава и Павел терпели страшные лишения, жестокие гонения и не раз подвергались опасности быть убитыми. После этого Варнава трудился в распространении и утверждении веры Христовой в Антиохии, а в 51 году был вместе с Павлом в Иерусалиме на соборе апостольском. Здесь Павел и Варнава рассказали об удивительных успехах проповеди между язычниками и были