Balbyrauyn (Abiken Hasenov, dombyra) (исполнитель: Halyq kuii (Folk kui))

Фольклорными народными музыкальными инструментами являются уульдек, сазген, желбуаз, желкабыз, дангра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, керней, дудыга, дунгиршек, токылдак, асатаяк, адырна, шыртылдауык, сакпан, функционирующие, главным образом, в фольклорно-этнографической среде.

Сюда же можно отнести еще сырнай, кепшик, жетыген, бугышак, шын, шанкобыз, ауыз сырнай, возникшие, по-видимому, путем заимствования у соседей конструкций, способов изготовления, музыкального строя, принципов звукоизвлечения. Батальный дабыл громкого звучания, упоминаемый во многих героических сказаниях XVI—XVIII веков, представлял собой инструмент значительно большего размера, на широкий ободок которого с двух сторон натягивалась шкура верблюдицы особой обработки. Наряду со знаменем он выносился на войну. Звуками дабыла объявлялось начало военных действий, подавались сигналы наступления или отступления, заключения мира и т. д. Народные музыкальные инструменты имеют давнюю историю, о чем свидетельствуют древние предания, легенды, героические сказания, подтвержденные ныне археологическими исследованиями, материалами письменных источников, полевых экспедиций. При раскопках, например, в Кой-Крылган-кале (античный Хорезм), археологами найдены терракотовые фигурки музыкантов с двухстрункой, бытовавшей по меньшей мере две тысячи лет назад и являвшейся дальним прототипом казахской домбры.

По мнению известного исследователя древней культуры музыкального инструментализма Р. Л. Садокова, на это отчетливо указывает наличие на инструменте пятиугольного резонатора с плоским торцом, длинного грифа и двух струн. Широкие «по-степному» штаны на музыканте, манера игры с положением инструмента наклонно и наискось через торс грифом вниз, как это нередко мы наблюдаем у аульных домбристов и в наши дни, когда играют стоя, также говорят о связях Хорезма с древними племенами Приаралья. Наукой доказано, что казахи этнически близки к этим насельникам степей, обеспечивавшим Хорезму крепкий и надежный тыл на всем протяжении его истории. Отдельные экземпляры терракотовых музыкальных инструментов типа уульдек, относящиеся к X—XII векам, выявлены при раскопках древнего Отрара, что на юге Казахстана, городища Актобе.

Весьма ценные сведения о народных музыкальных инструментах оставили Абу Наср аль-Фараби (870—950), арабские путешественники, посетившие дешти-кыпчакские степи в древности и раннем средневековье, которые с удивлением писали о том, что они встречали здесь немало интересных мелодичных инструментов. Описание ряда старинных музыкальных инструментов содержат в себе труды А. Левшина, Ч. Валиханова, И. Георги, Г. Потанина, С. Рыбакова и др. При этом обращалось внимание на то обстоятельство, что на протяжении длительного процесса исторического развития казахский народ создавал богатейшее музыкальное наследие в виде симфонически развитых программных произведений — кюйев, исполнявшихся на народных инструментах — домбре, кобызе, сыбызгы, шанкобызе. Многочисленная плеяда народных исполнителей удерживала в своей памяти сотни интереснейших образцов исконно народного музыкального творчества. Богатейший музыкальный фольклор передавался из поколения в поколение.
Послушать/Cкачать эту песню
Mp3 320kbps на стороннем сайте

Открытка с текстом :
Удобно отправить или распечатать
Создать открытку
У нас недавно искали песни:
Carl Orff Were diu werlt alle min  Carl Orff Estuans interius  Carl Orff Olim lacus colueram  Carl Orff Ego sum abbas  Carl Orff In taberna quando sumus  Carl Orff Amor volat undique 
О чем песня
Halyq kuii (Folk kui) - Balbyrauyn (Abiken Hasenov, dombyra)?
2020 © Tekstovoi.Ru Тексты песен