Pink Floyd
The Dark Side Of The Moon (жанры:70s, rock)
21 мая 1983
Альбом 1973 года «The Dark Side of the Moon» («Темная сторона луны») стал звёздным часом для группы. Это была концептуальная запись — не просто собрание песен на одном диске, а работа, проникнутая единой, связующей идеей давления современного мира на психику человека. Идея была мощным катализатором творчества группы.
Pink Floyd на концерте в 1973 году
Совместно её члены составили список тем, раскрываемых в альбоме: композиция «On The Run» («На бегу») рассказывала о паранойе; «Time» («Время») описывала приближение старости и бессмысленную трату жизни; «The Great Gig In The Sky» («Шоу на небесах», первоначально называлась «Mortality Sequence» — «Смертная череда») повествует о смерти и религии; «Money» рассказывает о деньгах, которые приходят со славой и овладевают человеком; «Us And Them» («Мы и они») говорит о конфликтах внутри общества; «Brain Damage» посвящена безумию.
Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии «Abbey Road», почти девяти месяцам, ушедшим на запись, и стараниям звукоинженера Алана Парсонса, альбом получился беспрецедентным и вошёл в сокровищницу звукозаписи всех времён.
Сингл «Money» попал в двадцатку хит-парада в США, а альбом стал № 1 (в Великобритании только № 2) и оставался в «Топ 200» США на протяжении 741 недели, включая 591 неделю с 1973 по 1988 годы последовательно, и несколько раз попадая на первое место. Альбом побил множество рекордов, и стал одним из самых продаваемых альбомов всех времён.
The Dark Side of The Moon («Обратная сторона Луны») — восьмой альбом группы Pink Floyd 1973 года. Самый успешный альбом группы; общее число продаж — более 40 миллионов экземпляров, самый продаваемый альбом за всю историю группы. Оставался в «Top 200» США 741 неделю, в том числе 591 неделю подряд с 1973 по 1988 годы, несколько раз попадая на первое место. Один из известнейших концептуальных альбомов прогрессивного рока, был записан в период между июнем 1972 года по январь 1973 года на студии Abbey Road в Лондоне с использованием последних на тот момент достижений звукозаписывающей техники, включая мультитрекинг, аналоговый синтезатор, а также различные эффекты с магнитными записями. Альбом получил премию Грэмми "За лучшую технику записи альбома"
История записи альбома
После выхода альбома Meddle в декабре 1971 года группа собралась перед намеченным туром по Великобритании, Японии и Соединенным Штатам. В ходе репетиций в Лондоне наметились контуры нового альбома. На встрече дома у ударника Ника Мэйсона Роджер Уотерс предложил, что новый альбом будет связан с теми явлениями, которые «сводят людей с ума», делая акцент на давлении, которое испытывала группа в первые годы существования, а также на проблемах с психикой бывшего члена Сида Барретта. Все члены группы принимали участие как в написании материала, так и в записи альбома, что впоследствии было нехарактерно для Pink Floyd. Уотерс записывал сырые демо-треки в студии, оборудованной в сарае, который располагался в саду басиста группы. В альбоме был использован ранее записанный, но неизданный материал: линия, открывающая композицию Breathe, была ранее написана Уотерсом и Роном Гисином для документального фильма The Body, а основной мотив Us And Them составил материал, записанный для фильма «Забриски Пойнт». В ходе репетиций альбом решили назвать Dark Side Of The Moon, однако затем обнаружили, что альбом с таким же названием выпустила группа Medicine Head, в связи с чем решили поменять название на Eclipse, однако затем группа все же вернулась к первоначальному варианту. Начиная с 1 июня 1972 года была записана первая композиция Us And Them, шесть дней спустя записана Money.
Концепция альбома
«Dark Side of the Moon» — концептуальная работа, изначально рассказывающая о гнёте различных обстоятельств современной жизни на человека. Эта идея была мощным катализатором творчества группы и совместно её члены составили список тем раскрываемых в альбоме: композиция «On The Run» («Бегство») рассказывала о паранойе; «Time» («Время») описывала приближение старости и бессмысленную трату жизни; «The Great Gig In The Sky» («Шоу на небесах», первоначально называлась «Mortality Sequence» — «Смертная череда») и «Religious Theme» («Духовный вопрос») повествуют о смерти и религии; «Money» рассказывает о деньгах, которые приходят со славой; «Us And Them» («Нам и Им») говорит о конфликтах внутри общества; «Brain Damage» затрагивает тему безумия.
Этот альбом, работа над которым фактически велась со времени выхода A Saucerful of Secrets, является одним из наиболее завершённых в концептуальном плане произведением группы. Здесь достигнуто превосходное равновесие между музыкальными гениями Уотерса, Гилмора и Райта. А талантливые стихи лидера группы сделали диск практически идеальным. После выхода этого альбома ни творчество Pink Floyd, ни прогрессивный рок в целом уже не могли остаться такими, как были. Творчество группы не становилось хуже, оно просто менялось. Оно не могло оставаться прежним после оглушительного успеха их эпохального альбома.
В основе концепции альбома лежит утверждение, что современная жизнь является путём к безумию, и индивид должен вести суровую борьбу за сохранение рассудка. Это оказалось настолько созвучным мыслям и опасениям миллионов людей, что альбом продолжают активно покупать и спустя четверть века после его появления.
Первый тираж альбома был выпущен под названием The Dark Side Of The Moon, однако в дальнейшем определённый артикль был опущен.
Технология записи
Благодаря использованию нового 16-дорожечного звукозаписывающего оборудования на студии «Abbey Road» и вкладу инженера звукозаписи Алана Парсонса, альбом установил новые стандарты для безукоризненного воспроизведения звука. Он сразу микшировался и в квадрофонической версии. До сих пор «Dark Side…» является одним из самых известных образцов 4-х канального сведения. К 30-летию было выпущено переиздание на SACD, содержащее новый мастеринг стереофонической версии и современный микс 5.1, сделанный по мотивам оригинальной квадрофонической версии.
Композиции альбома
1. «Speak To Me» (Мейсон) — (1:08)
2. «Breathe» (Гилмор/Уотерс/Райт) — (2:48)
3. «On The Run» (Гилмор/Уотерс) — (3:50)
4. «Time» (Гилмор/Мейсон/Уотерс/Райт) — (7:04)
5. «The Great Gig In The Sky» (Райт) — (4:48)
6. «Money» (Уотерс) — (6:24)
7. «Us And Them» (Райт/Уотерс) — (7:49)
8. «Any Colour You Like» (Гилмор/Райт/Мэйсон) — (3:26)
9. «Brain Damage» (Уотерс) — (3:50)
10. «Eclipse» (Уотерс) — (2:04)
Speak To Me (Поговори со мной) 1:12
Музыка: Ник Мэйсон
Инструментальная композиция, являющаяся увертюрой, включающей в себя фрагменты основных музыкальных тем и звуковых эффектов альбома. Слышные на заднем плане голоса представляют собой ответы на вопросник, составленный группой, основными темами которого являлись смерть, насилие и безумие.
Среди интервьюируемых были самые разные люди, находившиеся в студии, включая Пола и Линду Маккартни, хотя в конечную версию альбома их мнение не вошло. В качестве названия композиции были выбраны слова, с которыми звукоинженер Алан Парсонс обращался к опрашиваемым, чтобы настроить уровень записи.
Breathe (Дыши) 2:45
Музыка: Уотерс, Гилмор, Райт
Текст: Роджер Уотерс
Вокал: Дэвид Гилмор
В этой композиции нам рассказывается о такой стороне человеческого существования, как бесконечная погоня за успехом, признанием и славой. Страх на мгновение остановиться и оглядеться вокруг толкает нас к постоянной деятельности. В попытках угнаться за успехом пролетают годы. Приходит старость, а за ней и смерть. Жизнь растрачена впустую.
On The Run (Бегство) 3:34
Музыка: Дэвид Гилмор, Роджер Уотерс
Это инструментальная композиция, которая изначально называлась «The Travel Sequence» и была задумана Уотерсом как отражение параноидального страха перед смертью, конкретнее, перед полётами на самолётах, который был присущ всем членам группы. К концу 1972 года в распоряжении группы оказалось последнее достижение музыкальной технологии, Synthi-A, снабжённый секвенсором, позволявшим программировать живые музыкальные картины. В начале композиции можно услышать, как задыхающийся пассажир торопится успеть на самолёт, затем доносится звук взлетающего самолёта (гитара Гилмора с искажениями) и, наконец, грохот падения.
Time (Время) 7:04
Музыка: Мэйсон, Райт, Гилмор, Уотерс
Текст: Роджер Уотерс
Вокал: Дэвид Гилмор, Ричард Райт
Time — одна из самых известных песен группы. Представляет собой семиминутную концептуальную рок-композицию, состоящую из двух практически независимых частей: развёрнутого инструментального intro и собственно песни. Time начинается с полифонического звона многочисленных часов и будильников, первоначально записанного Парсонсом для тестовой квадрофонической пластинки. Каждый звон был записан отдельно в различных антикварных магазинах. Далее следует партия ударных Ника Мэйсона, сопровождающаяся перебором двух басовых струн Уотерса. После инструментальной части звучит вокал Дэвида Гилмора, который поёт куплеты, припевы же поёт Ричард Райт, звучит также женский бэк-вокал. В конце композиции репризой звучит тема «Breathe». Гитарное соло Гилмора было помещено читателями американского журнала Guitar World на 21 место среди самых великих соло за всю историю. Композиция была использована в телесериале Жизнь на Марсе.
The Great Gig In The Sky (Большое шоу на небесах) 4:47
Музыка: Ричард Райт
Вокал: Клэр Торри
Инструментальная композиция, правда с вокалом, но без слов, автор Ричард Райт. Музыка была уже полностью готова, но всем членам группы казалось, что чего-то не хватает. Тогда они пригласили на запись Клэр Торри — штатную вокалистку студии Abbey Road, которую рекомендовал группе Алан Парсонс, работавший с Торри ранее. Она импровизационно исполнила вокальную партию в этой песне. Никто из «флойдов» не знал, что именно им надо. Первоначально Клэр напевала что-то вроде «Oh, baby-baby…», но Уотерс с этим не согласился. Он сказал: «твой голос — это музыкальный инструмент, делай с ним что хочешь». Последовало несколько импровизаций. Во время записи Клэр Торри говорила: «можем сделать сколько угодно дублей, но запишем первый: лучше всего у меня получается с первого раза». Так и вышло: на альбом попала первая запись. Вокалистке за труды была выплачена двойная ставка, равная 30 фунтам. Однако впоследствии группа признала за ней соавторство композиции и назначила соответствующее вознаграждение.
Money (Деньги) 6:22
Музыка: Роджер Уотерс
Текст: Роджер Уотерс
Вокал: Дэвид Гилмор
Звон монет в композиции был записан Дэвидом Гилмором и Роджером Уотесом в домашних условиях, шорох рвущейся бумаги они записали тоже сами. Из огромной библиотеки звуков был выбран только треск кассового аппарата.
Песня записывалась до изобретения компьютеров. Чтобы сделать звук ритмично звякающих монет, кассового аппарата и прочего, группе пришлось записывать все эти звуки на плёнку, плёнку нарезать и склеивать в кольца. В частности длина плёнки для открывающих эту композицию звуков была больше шести метров. Хвост плёнки торчал из магнитофона, подвешенный на микрофонной стойке.
Тема использовалась в саундтреках ряда голливудских картин.
Us And Them (Мы и Они) 7:50
Музыка: Ричард Райт
Текст: Роджер Уотерс
Вокал: Дэвид Гилмор, Ричард Райт
Оригинальная мелодия «Us and them» была написана Райтом еще во время работы «Пинк Флойд» над музыкой для кинофильма «Забриски Поинт», однако была отвергнута режиссером ленты Микеланджело Антониони как «слишком грустная». Основной темой песни является взаимоотношение людей друг с другом. Их конфликты и противостояния. Уотерс делает вывод, что все мы, при прочих равных, всего лишь обычные люди.
Any Colour You Like (Любой цвет, какой захочешь) 3:25
Музыка: Гилмор, Райт, Мэйсон
Данная инструментальная композиция, единственная вещь группы, написанная Мэйсоном, Райтом и Гилмором совместно, без участия Уотерса, до того, как Роджер покинул «Пинк Флойд». Название взято из слогана «Any color you like, so long as it’s black» («Любой цвет, какой захочешь, если этот цвет черный»), звучавшего в рекламе автомобиля Форд.
Brain Damage (Повреждение мозга) 3:50
Музыка: Роджер Уотерс
Текст: Роджер Уотерс
Вокал: Роджер Уотерс
Композиция, повествующая, что все, о чем говорилось на протяжении всего альбома (быстрое течение времени, старость, страх перед ней и смертью, деньги, военно-политические конфликты…) приводит к безумию. Эти вещи повсюду, и они непрерывно разрушают мозги людям. А скрыться от всего этого можно лишь на обратной стороне Луны…
Eclipse (Затмение) 2:01
Музыка: Роджер Уотерс
Текст: Роджер Уотерс
Вокал: Роджер Уотерс
Песня-подведение итогов. Всё, чего вы касаетесь, что вы чувствуете, любите и ненавидите, что вы едите, что создаёте и разрушаете — всё это должно освещать Солнце, но оно затемнено Луной. Без этой солнечной энергии жизнь на Земле сводит с ума, лицевая сторона Луны холодная, но та, что повёрнута к Солнцу — там самая жизнь, там можно скрыться от земных кошмаров и жить счастливо… Но эти мечты разрушает прагматичный голос в самом конце композиции под стук сердца: «There is no dark side of the Moon really, matter of fact its all dark» (На самом деле нет никакой тёмной стороны Луны, в реальности она вся тёмная). Многие цитаты из альбома были сказаны известными людьми, эти же слова, ставшие легендарными, произнёс уборщик студии Джерри О’Дрисколл.
В записи участвовали
* Роджер Уотерс (англ. Roger Waters) — Бас, синтезатор VCS3, вокал, звуковые эффекты
* Дэвид Гилмор (англ. David Gilmour) — Гитара, синтезатор VCS3, вокал
* Рик Райт (англ. Rick Wright) — Клавишные, синтезатор VCS3, вокал
* Ник Мэйсон (англ. Nick Mason) — Ударные, звуковые эффекты
А также:
* Дик Перри (англ. Dick Parry) — Саксофон в Us And Them и Money
* Клэр Торри (англ. Clare Torry) — Вокал в The Great Gig In The Sky
* Дорис Тони (англ. Doris Troy), Лесли Дункан (англ. Leslie Duncan), Лиза Страйк (англ. Liza Strike), Барри Сент Джон (англ. Barry St John) — Бэк-вокал
* Алан Парсонс — Инженер
* Питер Джеймс — Помощник инженера
* Крис Томас — Консультант по сведению
* Hipgnosis — Дизайн, Фотографии
* Сторм Торгерсон — Дизайн юбилейных изданий
* Джордж Харди — Иллюстрации, оформление обложки
* Джилл Фурмановски — Фотографии
* Дэвид Синклер — Примечания к переизданию компакт-диска
Интересные факты
* Альбом The Dark Side Of The Moon, исполненный целиком, стал предметом второго отделения двух концертных выступлений группы Dream Theater в октябре 2005 года, в том числе 11 октября в Амстердаме и 25 октября в Лондоне. Последнее выступление было выпущено на компакт-диске и DVD на лейбле YtseJam Records в 2006 году. Сами Pink Floyd (без Роджера Уотерса) исполнили его полностью на своём последнем сольном выступлении в Earls Court в Лондоне в октябре 1994 года, выпущенном в виде концертного альбома P•U•L•S•E (1995), доступного как аудио- и видеоверсия (последняя переиздана на двойном DVD в 2006 году).
* Обложка альбома наглядно демонстрирует явление дисперсии света в физике
* Обратная сторона обложки изображает конвергенцию спектра, что позволяет, соединив концы развернутых обложек вместе, достичь повторяющегося до бесконечности дизайна.
* Согласно одной из легенд, в Германии существовал завод, производящий только копии этой пластинки. Всего в мире было продано 40 миллионов копий альбома.
* Согласно другой, в любой момент времени альбом слушает хотя бы один человек в мире.
* Существует эмоциональный эффект Тёмная сторона радуги, создаваемый проигрыванием альбома одновременно с просмотром кинофильма 1939 года «Волшебник из страны Оз» и наблюдением множества совпадений между текстом и музыкой альбома и событиями фильма.
* По признанию музыкантов, выбрать название для альбома невольно помог Джерри О’Дрисколл, уборщик студии Abbey Road. Именно его голос звучит в конце композиции Eclipse: «У Луны нет никакой тёмной стороны. На самом деле она вся тёмная.»
* Альбом Dark Side является самой продаваемой записью группы , однако в США у Dark Side 15 платиновых наград , а у The Wall целых 23.
Хит парады
US Chart UK Chart
#1 #2