deathrock (похожие жанры: gothic rock, post-punk, goth, gothic, batcave)
Deathrock (также пишется death rock) - термин, используемый для описания вида постпанка, объединившего элементы horror. Впервые этот стиль проявил себя на западном побережье США в поздние семидесятые и начало восьмидесятых.
Музыка «современных» ( пост-90-х) deathrock групп оказывает более сильное влияние, нежели ранние deathrock группы. Кроме того, в США термин «deathrock» может использоваться в качестве синонима первого поколения готик-рока. В Великобритании эти термины не являлись равноценными. Большинство ранних английских групп считали себя либо панками, либо готами, а не дэзрокерами (deathrock), чье движение в то время было в большинстве своем американским; хотя термин Batcave как раньше, так и сейчас используется европейцами вместо или на равне с определением "Deathrock".
Deathrock делает особое ударение на атмосфере, вызывающей страх и на интроспективном настроении в рамках панк или пост-панк музыкальной структуры. В Deathrock песнях используются простые аккорды, echo-гитары, характерные бассы, повторяющаяся барабанная дробь.. Для создания подобной атмосферы используют «скрипучие» (scratchy) гитары, клавишные, также экспериментируют с другими инструментами. Лирика может быть различной, но чаще всего она интроспективна, сюрреалистична и отражает такие мрачные темы, как изоляция, разочарование, утрата, жизнь, смерть и т.д.
Однако зачастую простая структура песен, угнетающая атмосфера и ритмичная музыка требуют очень хорошего исполнения от вокалиста, умения передать множество сложных эмоций, именно поэтому исполнители deathrock'а обладают особенно сильными голосами.
Связь с Horror Punk и Psychobilly:
Подразделы панка, ближе всего связанные с Deathrock'ом - horror punk и psychobilly. В то время как Deathrock является слиянием панка, пост-панка и horror, horror панк есть слияние панка, doo-wop и horror, в то время как psychobilly является смесью панка, rockabilly и horror. Из-за сильного влияния со стороны horror на все три раздела, в них существуют некоторые значительные совпадения.
В общем-то, horror панк звучит громче и ритм у него быстрее, чем у deathrock'а. Deathrock же, наоборот, звучит более интроспективно и романтично, чем horror панк. Клавишные являются еще одной различающейся стороной: группы, играющие deathrock, зачастую используют клавишные для создания атмосферы, тогда как horror панк и psycobilly обычно этого не делают. Однако psychobilly легче отличить от horror панка и deathrock'a, потому что группы, исполняющие psychobilly, обычно используют upright bass.
Несмотря на некоторую схожесть в звучании, deathrock (являющийся подразделом панка) не имеет никакой связи со столь похожим по названию death metal, который является подразделом heavy metal. Deathrock не связан ни с какими другими музыкальными стилями, имеющими слово «death» в их названиях.
Термин "deathrock" впервые был использован в 1950-х для описания тематически связанного жанра rock-n-roll'a, называемого «death rock», зародившегося в 1958 году; в этом стиле играли Джоди Рейнольд ( "Endless Sleep") и Фрэнк Уилсон ("Last Kiss", 1964г.). Песни этого жанра рассказывали о смертях в подростковом возрасте и были отмечены из-за их хоть и нездорового, но романтичного взгляда на смерть, тексты и звуковые эффекты. The Shangri-Las - "Leader of the Pack" можно считать одним из лучших примеров использования этого термина в 50-60-х годах.
Наиболее ранние deathrock группы как, например, 45 Grave, могут иметь признаки novelty (нового) rock and roll'a 1950-х и ранних 1960-х, например, Bobby "Boris" Pickett - "Monster Mash", Screamin' Jay Hawkins - "I put a spell on you"), также Screaming Lord Sutch & the Savages - "Murder in the Graveyard". Для создания устрашающей атмосферы в этих песнях использовались звуковые эффекты, находили свое место в них и строго запрещенные темы (такие как каннибализм), но все исполнялось в несколько комической форме. Это до сих пор нередко применяется в deathrock'e.
Влияние horror на rock-музыку продолжили в 70-х Alice Cooper и Kiss.
Другие rock и glam rock группы повлиявшие на многих deathrock исполнителей это: The Doors, David Bowie, The Velvet Underground, Iggy Pop and the Stooges, the Cramps, T. Rex, New York Dolls, the Damned, MC5, Richard Hell and the Voidoids и т.д. Большинство этих групп затрагивало мрачные темы, иногда их песни использовались в качестве саундтреков к фильмам ужасов.
Подобные фильмы также оказали значительное влияние на исполнителей deathrock'a. По словам Dinah Cancer, итальянские фильмы ужасов сильно воздействовали на стиль 45 Grave. Фильмы о зомби повлияли на многих других deathrock исполнителей, особенно "Night of the Living Dead" (1958) Джорджа Ромеро, а позднее «Return of the Living Dead» (1985) Джона Руссо. ТВ-шоу, как, например, The Addams Family, The Munsters, The Twilight Zone, Dark shadows и т.п. также оказали некоторое влияние - в Лос Анджелесе показали серию фильмов «Vampira», «Joy Zacherle» в Филадельфии и Нью-Йорке, «Elvira» в Лос Анджелесе (и позднее показали по всей стране) и «Ghoulardi» в Кливленде.
Однако horror не был единственной вещью, повлиявшей на deathrock. Film noir, сюрреализм, сabaret и различная религиозная иконография (в особенности католицизм и вуду)…Все это позволяло получить вдохновение исполнителям deathrock'a.
Deathrock впервые появился в Америке в поздних 70-х и ранних 80-х, и представлял из себя более темный вариант ранее существовавшего панк рока и раннего hardcore музыкальной сцены Лос Анджелеса. Наиболее оживленная и обладавшая большим количесвом подтверждающих документов deathrock музыка была в Лос Анджелесе, где в основном внимание концентрировалось на таких группах, как The Flesh Eaters(1977), Kommunity FK(1979), 45 Grave(1979), Christian Death(1979), Gun Club (1981), Voodoo Church (1982), Burning Image (1983), Super Heroines и др.
Однако и в других западных городах Америки существовали группы, которые позже были описаны как deathrock, например, Theatre of Ice (1978) в штате Невада и Mighty Sphincter в Аризоне. Эти ранние deathrock группы западного побережья основывались на уже существовавшем тогда панк роке, добавив к нему несколько мрачные, но от этого не менее интересные темы, позаимствованные из фильмов ужасов, сюрреализма, религии и т.д. Некоторые группы смешивали hardcore панк с gothic стилем, в особенности TSOL и Burning Image.
Эти ранние deathrock группы не сразу были распознаны как часть нового подраздела панка; они просто считались более мрачным punk стилем, еще не рассматриваясь как отдельное музыкальное движение. В то время эти группы выступали в тех же кругах, что и панк, hardcore и new wave.
Та же ситуация возникла в Нью-Йорке приблизительно в 1978-79 годах, когда влиятельные punk rock группы, такие как The Cramps и Misfits, а также The Mad ( где лидером группы являлся Screaming Mad George) объединили экстенсивные horror темы в своей лирике, внешнем виде и выступлениях. Однако они не использовали термин «deathrock» для описания самих себя.
Примерно в то же время, когда в США deathrock формировался как заметно более темный подраздел панк рока, другие виды панка и пост-панка развивались в Англии.
К 1982 году волна более мрачных в музыкальном плане групп образовали единое целое под влиянием панк рока и первого поколения пост-панк групп (в особенности таких, как UK Decay, Killing Joke, Theatre of Hate). Наиболее ранними группами этого движения были Sex Gang Children и Southern Death Cult. Их и других исполнителей (Brigandage, Blood and Roses, Ritual и др.) английская пресса окрестила "positive punk", чтобы легче было показать различия между ними и другими группами, которые также старались находиться под знаменем панка (например, UK 82). Эти группы, играющие positive punk отличались «скрипучими» (scratchy) гитарами, бассами, которые являлись одними из ведущих инструментов, вокалисты обладали высокими голосами. Внешне исполнители выглядели как смешение glam стиля с боевой раскраской коренных жителей Америки с прическами в виде шипов (spiky haircut)
Другие родственные группы, такие как Ausgang, Inca Babies и Bone Orchard были несколько похожи как внешне, так и в музыкальном плане, но больше вдохновения получили от The Birthday Party.
В течение 1983 родственное движение зарождалось в лондонском клубе Batcave. Изначально этот клуб представлял из себя место, где выступали преимущественно glam rock и new wave группы.
Две наиболее важные группы, дебютировавшие и в дальнейшем часто выступавшие в Batcave были Alien Sex Fiend и Specimen, которые развили свой собственный, отличающийся от других стиль, родившийся под влиянием horror в британской pop культуре, отдаливший их от остальной glam и пост-панк сцены в Англии. Также в 1983 году The Gun Club совершил тур по Европе, также поступили и Christian Death. Это означало, что европейская и американская deathrock сцена теперь имела возможность открыто влиять друг на друга.
К 1984 году термин «positive punk» начал считаться несколько устаревшим. Tribal positive punk группы, различные представители Batcave сцены, в том числе и The Sisters of Mercy, March Violets, Red Lorry Yellow Lorry и др. (некоторые из которых использовали драм-машины); эти группы стали рассматриваться как "gothic" или gothic rock. В том же году калифорнская deathrock группа Kommunity FK совершила тур вместе с Sex Gang Children (а уже в следующем году - с Alien sex Fiend), продолжив тем самым путь, в котором американские и британские движения соединились.
Противоречащие различия:
В то время как deathrock, positive punk и Batcave группы были довольно-таки схожи по звучанию, для того, чтобы со временем объединить их всех словом «gothic», более поздние поколения gothic рока постепенно отдалились от начального звучания.
Заметно, что в середине 1980-х появилась вторая волна gothic рока, звучание которого стало постепенно уходить от панка и пост-панка, приближаясь при этом к чему-то более серьезному, связанному непосредственно с роком.
Bauhaus к тому времени распались, Rozz Williams покинул Christian Death и The Sisters of Mercy стала наиболее влиятельной группой gothic сцены. Термин «gothic rock» теперь стали предпочитать слову «deathrock» (до этого они могли заменять друг друга) - перемена, которую Rozz Williams приписал влиянию The Sisters of Mercy. В результате термин «deathrock» стал использоваться крайне редко, исключением были группы из Лос Анджелеса - 45 Grave и Christian Death.
В середине 1990-х была отмечена так называемая «третья волна gothic рока»,так как музыка смещалась еще дальше от звучания начального панка и пост-панка, объединяя множество элементов более жесткого стиля industrial музыки и EBM.
Некоторые клубы даже полностью отказались от deathrock'a и gothic рока первого поколения, чтобы привлечь большее количество людей. Эти перемены отдалили многих исполнителей gothic сцены, предпочитавших более оживленный, приближенный к панку deathrock стиль; это побудило их на поиски своих deathrock истоков.
Возрождение:
Спустя примерно 20 лет с того момента, как deathrock появился на музыкальной сцене южной Калифорнии началось возрождение deathrock'a. В 1998 году, Long Beach, в Калифорнии владельцы местного бара под названием Que Sera попросили Dave и Jenn Bats, Jeremy "Jermz", Mesa и др. организовать «old school» готическую вечеринку в день всех святых (Halloween, 31 октября). После одной удачной вечеринки, Que Sera стал развиваться в стандартный deathrock клуб, получивший название «Release the Bats». (Клубу было дано название одной из песен австралийской группы the Birthday Party.)
Современное deathrock движение подобно первоначальной deathrock сцене в Лос-Анджелесе и Batcave движению в Лондоне. Помимо клубов на сегодняшний день deathrock сцена сосредоточена вокруг концертов, определенных событий, вечеринок и просмотров фильмов ужасов. Интернет играет одну из важнейших ролей в возрождении deathrock'a. Существуют сайты, посвященные обсуждениям deathrock музыки, групп, стиля и фильмов ужасов. Такими сайтами являются deathrock.com и post-punk.com.
Deathrock движение в Англии тоже быстро развивается, особенно в Лондоне. Регулярно проводятся deathrock вечеринки, такие как, например, Dead & Buried (названы в честь одноименной песни Alien Sex Fiend).
Сейчас на deathrock движение, в отличие от раннего, оказывается больше дополнительных воздействий, несуществовавших в поздних 70-х. Во-первых, в результате влияния европейских групп 80-х, deathrock приобрел звучание, более близкое к пост-панку. Во-вторых, в deathrock'e ощутимо аполитичное влияние psychobilly. The Drop Dead Festival, несколько похожий на Hootenanny (psychobilly), дает группам с меньшим количеством фанатов шанс выступить перед большой аудиторией.
Исполнители:
"Only Theatre of Pain", дебютный альбом Christian Death, считается первым чисто deathrock альбомом. Он не может быть легко классифицирован как более темный панк, horror панк или пост-панк. В результате, Розз Уилльямс (Christian Death, Shadow Project, Premature Ejaculation… ) считается одним из самых влиятельных исполнителей deathrock'а. Патрик Мата (Kommunity FK) также оказал ощутимое влияние на deathrock сцену.
За свой вклад в 45 Grave в качестве лидера во времена, когда женщины, руководящие deathrock группами являлись редкостью, Dinah Cancer считается Королевой Deathrock'a. Другими женцинами, сыгравшими важную роль в deathrock'e являются Tina Winter и Eva O.
Не только группы из Лос Анджелеса несли ответственность за образование deathrock стиля; К 1982 году многие американские исполнители выпустили EP и LP, которые теперь считаются deathrock'ом (такими группами являются уже ранее упомянутые в этой статье Theatre of Ice и Mighty Sphincter).Такие английские группы, как Joy Division, Bauhaus, Siouxsie & the Banshees и др. тоже внесли свой вклад в развитие deathrock'а, добавив к нему ощутимое влияние пост-панка. Другие исполнители
по всему свету внесли свой неповторимый вклад в deathrock (например, Xmal Deutschland из Германии, Virgin Prunes из Ирландии, The Birthday Party из Австралии и т.п.)
Несмотря на то, что The Sisters of Mercy часто выступали в deathrock клубах, они не считаются deathrock группой, так как наиболее заметный пример их стиля - «Floodland» имеет больше общего со второй волной gothic рока.
ТОП жанра «deathrock»