Тарантелла (исполнитель: Мельница)
Тарантелла – это танец, появившийся на свет в 15-м столетии на юге Италии. Его название, по одной из версий, происходит от названия ядовитого паука тарантула. По другой версии, танец получил свое название от итальянского города Таранто, где, как считают, и появилась тарантелла. Существует несколько легенд, связанных с этим танцем. Одна из них рассказывает, что в древности, во время жертвоприношения, выбранную жертву закрывали в помещении, наполненном тарантулами. Жертва была вынуждена под музыку прыгать среди ядовитых пауков, надеясь избежать укусов. Темп музыки постепенно убыстрялся, и обессиленная жертва падала от усталости и погибала. Существует и другая версия происхождения танца. Она также связана с экзотическим пауком тарантулом. Согласно легенде, укус паука вызывал страшную болезнь – «тарантизм». Каждый заболевший был обречен на смерть. И лишь одно спасение было у укушенного – стремительная, необузданная пляска, разгоняющая кровь и нейтрализующая действие яда. Насколько правдивы данные легенды – неизвестно. Но в прошлом люди действительно верили в целебное действие танца. Врачи даже спорили, что дает больший эффект – быстрые танцевальные движения или музыка. Однако, в Средние века духовенство негативно относилось к этому танцу. Приписывая тарантелле целительную силу, простые люди оправдывали свои пирушки и неистовые танцы после них. Известен случай, когда во время похорон добродетельного парижского священника, молодая женщина исцелилась от паралича, прикоснувшись больной рукой к усопшему. Этот случай послужил началом неистовых действ на кладбище Сен-Медар. «Пляски исцеления» стали проходить там постоянно, сопровождаясь криками, кривляньями, непристойными звуками. Слово «тарантелла» стало синонимом неприличного действа. Считалось, что этот экспрессивный танец под аккомпанемент тамбурина танцевали только женщины из низших общественных слоев, однако, уже в 17-м веке кардинал Барберини ввел исполнение тарантеллы при дворе. Вскоре танец стал популярным и в других государствах – Германии, Нидерландах, Франции. Ведущие композиторы не раз увековечили темпераментный танец в своих произведениях. К самобытному итальянскому танцу обращались в своем творчестве П.Чайковский, К. Дебюсси, Ф. Лист, Ф. Шопен, Д. Россини и другие. Что такое тарантелла? Тарантеллу можно танцевать в паре и соло. Особенностью танца является его резвый, все убыстряющийся темп. Однако, если танец исполнялся супружеской парой, то он мог быть и сдержанным - грациозным и элегантным. Старинная тарантелла имела музыкальный размер 2/4 или 4/4, позже традиционным стал размер 3/8 или 6/8. Характерной для танца является мелодия триолями. Тарантелла представляет собою синтез мавританских и испанских танцев, впитавших в себя итальянские национальные особенности. В Неаполе этот танец исполнялся парой: молодые люди использовали его для ухаживания за девушкой. Часто он имел характер поединка: кавалеры боролись за внимание дамы и состязались, кто кого перепляшет. Музыканты должны были четко улавливать настроения танцоров, которые, входя во вкус, все более и более ускоряли темп. Движения тарантеллы резкие, четкие, часто сопровождаются пением. Виды тарантеллы В каждом регионе Италии танец танцуют по-разному, но обязательно темпераментно и в быстром темпе. Различают неаполитанскую и сицилийскую тарантеллу. Особенностью сицилийской тарантеллы является использование в танце кастаньет, в то время как неаполитанская разновидность танца исполняется под тамбурин. Тарантелла бывает: сольная парная массовая Каждый из этих видов танца объединяет стремительный темп, неистовый темперамент, веселое, бодрое настроение.