Да летела стрелочка (исполнитель: гр "Сакральное пространство" и Наталья Глазова)
СТРЕЛОЧКА Содержание песни связано с древними обычаями и ритуалами вождения и похорон стрелы, что связано с брачным ритуалом. Стрелок это и есть стрела, которая летит в иной мир, ведомая богиней Судьбы. Если стрела попадает к деве (как в сказке о Царевне-лягушке), то замуж выдают эту молодую деву (и подразумевается последующее появление потомства). Когда же стрела попадает в молодца, (как в этой песне, или в песне о черном вороне), то это приводит к гибели молодца или его женитьбе на Матери-Сырой Земле. Поэтому его хоронят также, как хоронят стрелу, ведь в ритуале молодец и его стрела - одно и то же. Видимо это восходит к древнейшим представлениям о том, что женитьба или замужество связано с «гибелью» молодости, свободы и вступлениям в зрелую жизнь, а порою и зависимость от иных обстоятельств, связывающих героя или героиню. Отсюда и слезы на девишнике (в свадебном обряде), отсюда и ритуал оплакивания молодца, который мы можем заметить в этой песне. Мать, сестра и жена оплакивают молодца и при этом, как бы создается мир - леса и реки. И здесь можно услышать древние отголоски легенд о сотворении мира. А этот плач и есть древние песни, как бы создающие окружающий мир, по поверьям древних волхвов и шаманов, получающих эти песни в дар из иного мира. Обряд проводится приблизительно во время летнего солнцестояния, когда солнце начинает «скатываться» вниз («солнце на зиму, а лето на жару»). Заканчивается молодость-весна, начинается зрелость-лето. В мифах и сказках эти миры разделяются сказочной рекой. В это же время наблюдаются такие ритуалы как похороны Ярилы или иных персон мифов и легенд (напр. легенды о Костроме, Купале и пр.). В этом - суть древних обрядов весенне-летнего цикла. Гибнут буйные, ярые и воинственные божества весны, принося себя в жертву, отстаивая и создавая мир -- луга, леса, поля, реки, деревья, траву и пр. Наступает лето. Они, воины победившие зиму-смерть уступают место самой жизни, которую символизируют иные, более мирные божества. Хочется вспомнить в этой связи христианский сюжет о женах мироносицах и об оплакивании Христа у истоков создания христианского мира в более поздней традиции. Да лятела стрелачка же вдоль по улице во(и) луги, луги зя(га)ленные Да убила стрелачка же доб(ы)рага моладца Да потом по моладцу, да некому плакати Да й де матка плакала же там(ы) речка лилась Ай де жена плакала же, там(ы) расы нема А сестра оплакавши же, деревца взойшли. Комм. И.А. Савельевой: Троицкая карагодная. В этом регионе НЕТ ОБРЯДА ПОХОРОН СТРЕЛЫ (Пасхально - Вознесенский цикл). Он есть только у "степняков" - пограничье с Белоруссией и Украиной (Новозыбковский, Красногорский р-н Брянской, Ветковский р-н Гомельской, Н-Северский р-н Харьковской). Археологи уже доказали, что в той округе был культ Перуна, там большое святилище раскопали. Не знаю, как там насчёт свадебных мотивов, но на то, что "Стрела" персонифицирует молнию, указывает контекст обряда. Её "похоронами" в жите открывается сезон весенних гроз на Вознесение. А в Суземской округе - заповедник "Похорон кукушки" (Вознесение - девки) и "Проводов русалки" (Троица - бабы). Оригинал песни записан в селе ДенисОвка Суземского р-на Брянской области в 1970-х годах; вошёл в репертуар московского фольклорного ансамбля "Народный Праздник" и опубликован на аудиокассете "Солнцеворот" (1989). Продолжение беседы см. в пояснениях к следущей песне "Вождение стрелы"