Да летела стрелочка (исполнитель: гр "Сакральное пространство" и Наталья Глазова)

СТРЕЛОЧКА

Содержание песни связано с древними обычаями и ритуалами вождения и похорон стрелы, что связано с брачным ритуалом.
Стрелок это и есть стрела, которая летит в иной мир, ведомая богиней Судьбы. Если стрела попадает к деве (как в сказке о Царевне-лягушке), то замуж выдают эту молодую деву (и подразумевается последующее появление потомства). Когда же стрела попадает в молодца, (как в этой песне, или в песне о черном вороне), то это приводит к гибели молодца или его женитьбе на Матери-Сырой Земле. Поэтому его хоронят также, как  хоронят стрелу, ведь в ритуале молодец и его стрела - одно и то же. Видимо это восходит к древнейшим представлениям о том, что женитьба или замужество связано с «гибелью» молодости, свободы и вступлениям в зрелую жизнь, а порою и зависимость от иных обстоятельств, связывающих героя или героиню. Отсюда и слезы на девишнике (в свадебном обряде), отсюда и ритуал оплакивания молодца, который мы можем заметить в этой песне. Мать, сестра и жена оплакивают молодца и при этом,  как бы создается мир - леса и реки. И здесь можно услышать древние отголоски легенд о сотворении мира. А этот плач и есть древние песни, как бы создающие окружающий мир, по поверьям древних волхвов и шаманов, получающих эти песни в дар из иного мира.
Обряд проводится приблизительно во время летнего солнцестояния, когда солнце начинает «скатываться» вниз («солнце  на зиму, а лето на жару»). Заканчивается молодость-весна, начинается зрелость-лето. В мифах и сказках эти миры разделяются сказочной рекой. В это же время наблюдаются  такие ритуалы как похороны Ярилы или иных персон мифов и легенд (напр. легенды о Костроме, Купале и пр.). В этом - суть древних обрядов весенне-летнего цикла. Гибнут буйные, ярые и воинственные божества весны, принося себя в жертву, отстаивая и создавая мир -- луга, леса, поля, реки, деревья, траву и пр. Наступает лето. Они, воины победившие зиму-смерть уступают место самой жизни, которую символизируют иные, более мирные божества.
Хочется вспомнить в этой связи христианский сюжет о женах мироносицах и об оплакивании Христа у истоков создания христианского мира в более поздней традиции.

Да лятела стрелачка же вдоль по улице во(и) луги, луги зя(га)ленные
Да убила стрелачка же доб(ы)рага моладца
Да потом по моладцу, да некому плакати
Да й де матка плакала же там(ы) речка лилась
Ай де жена плакала же, там(ы) расы нема
А сестра оплакавши же, деревца взойшли.

Комм. И.А. Савельевой: Троицкая карагодная. В этом регионе НЕТ ОБРЯДА ПОХОРОН СТРЕЛЫ (Пасхально - Вознесенский цикл). Он есть только у "степняков" - пограничье с Белоруссией и Украиной (Новозыбковский, Красногорский р-н Брянской, Ветковский р-н Гомельской, Н-Северский р-н Харьковской). Археологи уже доказали, что в той округе был культ Перуна, там большое святилище раскопали. Не знаю, как там насчёт свадебных мотивов, но на то, что "Стрела" персонифицирует молнию, указывает контекст обряда. Её "похоронами" в жите открывается сезон весенних гроз на Вознесение. А в Суземской округе - заповедник "Похорон кукушки" (Вознесение - девки) и "Проводов русалки" (Троица - бабы). Оригинал песни записан в селе ДенисОвка Суземского р-на Брянской области в 1970-х годах; вошёл в репертуар московского фольклорного ансамбля "Народный Праздник" и опубликован на аудиокассете "Солнцеворот" (1989). 

Продолжение беседы см. в пояснениях к следущей песне "Вождение стрелы"
Послушать/Cкачать эту песню
Mp3 320kbps на стороннем сайте

Открытка с текстом :
Удобно отправить или распечатать
Создать открытку
У нас недавно искали песни:
David Gilmour Cry from the Street  David Gilmour So Far Away  David Gilmour Short and Sweet  David Gilmour Raise My Rent  David Gilmour No Way  David Gilmour Until We Sleep  David Gilmour Murder  David Gilmour Love on the Air 
О чем песня
гр "Сакральное пространство" и Наталья Глазова - Да летела стрелочка?
2020 © Tekstovoi.Ru Тексты песен