Баю, баюшки, баю, не ложися на краю... (исполнитель: Классические колыбельные)
Классические колыбельные ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ ПРО ЗНАЧЕНИЕ КОЛЫБЕЛЬНЫХ Значение колыбельной песни. Оберег на всю жизнь Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем. Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках. Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки: «Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен». Возвращаясь к истокам. Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания. А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать). Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена. У многих народов существовал обычай: при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь. Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей. Колыбельная — заговор. Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты. Интересный факт: проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная. Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни: • заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем; • знахарский заговор на здоровье, если он болен; • заговор-оберег от чужого вредного воздействия. Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты. Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье. «Дитя растет не от еды, а от радости», — справедливо гласит народная пословица. Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций. Смысловой код колыбельных песен. Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота. Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок». Согласно со словарем В.Даля выражения в колыбельных означают: • «баить» — рассказывать, • «баю баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким, • «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи. Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой. Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью. Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности: Животик. «Как наш каравашек?» — воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь». Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей: крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки. Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик. Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под р?6?