Пробьет печальная слеза (протяжная, семейские, с. Урлук) (исполнитель: Ромода (город Москва))
Ансамбль русской традиционной музыки «Ромода» – коллектив актуального для современной России фольклорно-этнографического направления, открывающего подлинную этническую традицию на новом историческом рубеже. Ансамбль возник в 1996 году как семейный коллектив по инициативе Григория Холоднова, остававшегося лидером на протяжении многих лет. Состав «Ромоды» изменился с течением времени, однако сама идея семейственности не исчезла. Сейчас в составе коллектива – несколько молодых семейных пар. И это закономерно: ансамбль – не случайный набор талантливых исполнителей. Ведь музыка устной традиции – ее вариативное, спонтанно возникающее звучание – требует не только музыкальной гармонии, но и полноты человеческих взаимоотношений. В песне рождается особая энергетика, позволяющая ощутить духовную силу национальной культуры. Участники коллектива ставят своей задачей освоение русской традиционной музыки во всей полноте художественно-языковой системы. Певцы ансамбля имеют опыт экспедиционной работы в разных регионах России. Однако из всей богатой палитры русской фольклорной музыки наиболее близкими музыкантам «Ромоды» стали традиции регионов «позднего заселения». Это «москали» русско-украинского пограничья Харьковской, Воронежской и Курской губерний и различные группы русских в Сибири – казаки, старообрядцы, старожилы-«чалдоны». Формирование традиционной музыкальной культуры этих далеких друг от друга территорий, при всех своих особенностях, происходило сходным образом. На основе разных, подчас контрастных традиций, принесенных русскими переселенцами в новые места жительства, возник целый ряд самобытных локальных музыкальных стилей, сохранивших характерные черты своего первоисточника и одновременно обладающих специфическим местным колоритом. В этих процессах не последнюю роль играла степень открытости той или иной переселенческой группы: условия жизнедеятельности, восприимчивость к культуре окружающего населения. Одним из главных факторов, формировавших музыкальный язык традиций, было и само время. Для русской музыкальной культуры 17 – 18 век – это период расцвета многоголосного стиля, как в музыке светской и церковной (канты и партесные концерты), так и в музыке народной. Вокальная стихия русских переселенческих традиций, гармоничным образом объединяя архаичную музыкальную логику и элементы многоголосия более поздних эпох, наглядно демонстрирует гибкость фольклорной культуры, ее способность сохранять этнические смысловые доминанты и чутко реагировать на изменяющиеся исторические условия. Внимание певцов «Ромоды» не случайно привлекли именно эти песенные стили. Локальные традиции, изучаемые музыкантами, отличаются развитым мужским и женским многоголосием, богатством обрядово-праздничной культуры, хорошей сохранностью инструментальной музыки (от обертоновых флейт до гармони), разнообразием видов хореографии (пляска, хороводы, танцы кадрильного типа).