Jean-Philipp Rameau (1683-1764) -- Tragedie lyrique "Zoroastre" - Act 1 - Scene 3-6 - edition (исполнитель: Sigiswald Kuijken)
Jean-Philipp Rameau (1683-1764) - - Tragedie lyrique "Zoroastre" - edition 1756 - - Act 1 - Scene 3-6 - - Zoroastre: John Elwes/Tenor; - Amelite: Greta de Reyghere/Soprano; - Erinice: Mieke van der Sluis/Soprano; - Sephie: Agnes Mellon/Soprano; - Abramane: Gregory Reinhart/Bass; - Oromases: Jacques Bona/Bass; - Zopire: Michel Verschaeve/Bass Baritones; - Narbanor: Francois Fauche/Bass - - Collegium Vocale, Gent - - La Petit Bande - - Recording: [bad word] Koln, 1983 -- -- "Pre-romantic mainstream, 1700-1815" project, Paris School; - Clear Sound Technology (CST) - sound edition especially for this project - Konstantin Totcheny/author, May, 2014 ------------- Комментарий на "Концерт Марчелло" Писать об этом произведении можно много, пространно и глубинно, но так и не докопаться до его сути. Что это? Божественный дар, насмешка Космоса или просто всплеск невообразимого Гения? В своем монументальном (хотя и весьма спорном) музыковедческом труде "Основная История музыки от Античных времен до настоящего времени"1776-1789 гг (CHARLES BURNEY - GENERAL HISTORY OF MUSIC From the Earliest Ages to the Present Period (1789)) Чарльз Берни называет десятки композиторов разных эпох, кого вскольз, кого подробно (с Рамо долго и пространно спорит), но ни полсловом не упоминает композитора Алессандро Марчелло (Бенедетто Марчелло упоминает). Странно и нелепо для музыковеда, пишущего специальный труд для королевы Англии. Уж в его-то время это мощнейшее произведение должно было быть среди самых-самых, коль скоро, по официальным данным, вышло оно в 1717 году и вряд ли затерялось среди множества произведений своего времени. Или Берни (подобно современному музыковедению) относил Алессандро к композиторам-любителям? Лично я так не думаю, просто Чарльз Берни, как человек образованный (хотя и предвзятый), прекрасно знал, кому именно принадлежит данное произведение. А вот мы не знаем. И можем только догадываться. По некоторым - очевидным и не очень - признакам. Начнем с названия " Концерт для Гобоя, Струнных и Клавесина Ре-минор". Здесь важно обратить внимание на две вещи: 1. Концерт для гобоя 2. Клавесин 1. Если произведение написано в 1717 году, то композитор, написавший его, так или иначе опирался на современный ему музыкальный формат. Таковым был Кончерто Гроссо, где доминировало Концертино, т.е. ансамбль струнных инструментов, в сопровождении оркестра и клавесина. Концерт для духового инстумента был совершенным ноу-хау своего времени. Это первое. Второе: формат концерта - трехчастный (то самое "быстро-медленно-быстро", что можно было отметить как тенденцию у Корелли в его Кончерто Гроссо, написанное незадолго до смерти, а Корелли умер в 1713 г), и это уже второе ноу-хау. Не слишком ли круто для композитора-любителя? При этом нельзя не заметить удивительную гармоническую устойчивость произведения. Перед нами стройное полотно, без характерных для музыки того времени агармоничных шатаний и брожений. 2. Клавесин указан как обязательный музыкальный инструмент в данном произведении. При этом я ни на одной записи клавесина не слышал. Да и струнный ансамбль сопровождения сложно назвать "барочным", т.е. с виолой дамур и виолой да гамбой вместо альта и виолончели, ну и барочной скрипкой (с металлическим полу-виольным звучанием, а не "соломенным", как у романтической скрипки). Получается: либо это подделка более позднего времени (пост-сальерьевских романтиков, например, каковыми, скорее всего, является большинство подделок в музыке, сплошь и рядом ныне исполняемой на романтических скрипках, о существовании которых большинство "гениев" не подозревало даже), либо произведение намеренно искажено, и партия клавесина или не берется в расчет исполнителями по давней традиции, или попросту утеряна/уничтожена. За Рамо говорят несколько моментов. Возраст. В 1717 году Рамо было 34 года. Этот тот возраст, при котором художник раскрывается на полную мощь, и, как правило, выдает свое самое мощное, в плане космоса, произведение. Тут можно вспомнить Евстигнея Фомина с его Орфеем и Евридикой, поскольку, судя по всему, это произведение написано где-то в такой же возрастной период художника (произведение Фомина присутствует в данном сборнике). Философия. Произведение удивительно космогонично и в то же время психоаналитично по своей сути и структуре (что характерно для Рамо). Оно как бы "рисует" человека в пространстве, высвечивая все три его личностных доминанты в этом мире - Философию, Психологию, Творчество. Первая часть - философская вертикаль, соединяющая человека с космосом на вершине и с землей внизу (космическое заземление). Вторая часть - психологическая горизонталь: страдания человека, его постоянная борьба с собой и миром. Третья часть - творческая диагональ, "объем" личности в пространстве через постоянное самовыражение в этом мире.