05 - Закон спроса и предложения. Его функции. Эластичность спроса по цене, доходу. (исполнитель: Лекции)
5. Закон спроса и предложения. Его функции. Эластичность спроса по цене, доходу. Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом: при прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении. Это происходит по двум причинам. Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее. Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел. Данное определение позволяет выделить следующие особенности спроса как объекта изучения со стороны микроэкономики: 1. Микроэкономика имеет дело со спросом на какой-то один вид товара. Спрос на товар может быть индивидуальным и совокупным. В первом случае это спрос со стороны отдельных субъектов экономики, во втором — спрос на всю массу данного товара, необходимую субъектам экономики как совокупному покупателю. Под последними понимаются потребители как представители домохозяйств или фирм. 2. Спрос отражает не только нужность товара для покупателя, но и способность последнего его оплатить. Тем самым спрос отражает покупательную способность субъекта спроса. 3. В понятии “спрос” еще не заключен факт покупки товара, т. к. спрос на товар может быть и при отсутствии самого товара. 4. Спрос существует на определенном рынке — локальном, региональном, национальном, международном. 5. Спрос имеет временную характеристику — он может быть на данный момент, день, неделю, месяц и т. д. Так что можно говорить об определенной динамике спроса на какой-то вид товара, если брать его за относительно продолжительный период. Кривая спроса — это кривая, показывающая, какое количество частного экономического блага при прочих неизменных условиях готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный период времени. Предложение — это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар. Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его предложения. Раскроем содержание этого определения. 1. Предложение касается какого-то товара, блага, произведенного на продажу. Например, фермер может часть картофеля выращивать для собственного потребления, а часть — на продажу. Именно вторая часть обеспечивает предложение данного товара. 2. Предложение предстает как сумма предложений со стороны отдельных продавцов. Хотя на монопольном рынке оно обеспечивается одним продавцом. 3. Под продавцами понимаются все, кто предлагает товар: предприятия-изготовители, оптовые или розничные торговцы, склады, магазины и т. д. 4. Предложение данного товара обеспечивается на определенном рынке: локальном, региональном, национальном. 5. Величина предложения определяется за какой-то период времени: на данный момент, день, неделю, месяц. Соответственно, на данный момент предложение включает товары, которые есть в наличии, а на длительный период, кроме этого, и те, которые будут в данный период времени произведены и предложены к продаже. Условия, при которых складывается предложение, определяются ценами на данный товар и источниками обеспечения предложения. Цена может быть такой, при которой произведенный товар