полька "Александрина" (исполнитель: Иоганн Штраус)
Alexandrine, polka Francaise op.198 Питер Кемп: ""Господин капельмейстер Иоганн Штраус, который во время гастролей этого года в Санкт-Петербурге достиг во всех отношениях ещё более блестящего успеха, чем во время первой поездки, сочинил новую польку под названием "Александрина", каковая, согласно сообщениям оттуда, стала даже популярнее, чем в своё время была "Аннен-полька". Вскоре она выйдет у Карла Хаслингера". Это экстравагантное сообщение о польке "Александрина" появилось в "Венской всеобщей театральной газете" 22 августа 1857 г., пока 31-летний Штраус проводил второй летний сезон концертов в Павловске под Санкт-Петербургом. Его павловский дебют состоялся в предыдущем году, и приём у российской публики был таким феноменальным, что быстро принял у управления царскосельской железной дороги ангажемент ещё на два сезона, в течение которых он должен был ежевечерне выступать с концертом со 2 мая до 2 октября включительно с оркестром не менее 30 музыкантов. Неизвестно, когда Иоганн впервые познакомил российскую публику с полькой "Александрина": Ф. А. Циммерман, альтист и педантичный автор дневника сезона-1856 не участвовал в сезоне-1857, а санкт-петербургские газеты, как и венские, печатали мало новостей из павловска. Вместе с новыми танцами, сочинёнными для венского карнавала, полька "Александрина" имеет номер, соседний с новинками Иоганна в павловском репертуаре первой половины сезона. В конце июля 1857 г. Штраус писал в Вену Карлу Хаслингеру и упоминал об удовлетворении от "произведений, сочинённых здесь", в особенности от "Ольги"-польки (соч. 196), "Александрины"-польки и вальса "Сувенир из Ниццы" (соч. 200). Но ясность отсутствует только в дате премьеры "Александрины"-польки в России, тогда как адресат, получивший бессмертие в названии, известен. Штраус встретил певицу Александрину Шрёдер летом 1856 или 1857 г. Спустя два года она всё ещё входила в его круг знакомств, что явствует из письма Иоганна от 21 ноября 1859 г. из Вены к русской возлюбленной Ольге Смирнитской. Он упоминает, что Александрина писала ему из Дрездена за несколько дней до того, и предполагает, что она уже догадалась об их с ОЛьгой тайном романе. Иоганн явно намеревался доверить Иосифу Штраусу венскую премьеру польки "Александрина" и в конце июля либо в начале августа послал из Павловска ноты Карлу Хаслингеру с просьбой: "Пожалуйста, скажите Иосифу, что эту польку надо исполнять очень элегантно". Но работа не прозвучала вместе с другими российскими произведениями Иоганна, которые Иосиф представлял на бенефисе в Фольксгартене 18 октября 1857 г., она дожидалась самого Иоганна, который дирижировал венской премьерой в таверне "У большого Цайсига" в пригороде Нойбау 18 ноября - примерно через месяц после приезда из Павловска. Игривая полька "Александрина" содержит интересное использование хроматизма в контрмелодии виолончели фагота в основной секции, а также в мелодии второй части трио. Хаслингер объявил о её издании только 12 января 1858 г., через 5 месяцев после того, как "Театерцайтунг" от 22 августа 1857 г. сообщила о предстоящей публикации. На украшенной обложке первого фортепианного издания стоит название "Alexandrinen", а на внутренней странице и на оркестровой партитуре "Alexandrine"".