Святитель Николай Сербский (исполнитель: О Сильнейшем природы)
Мф., 59 зач., 14:22-34 Мф., 59 зач., 14:22-34 Победитель есть Бог наш, и все благие и прочные победы с начала и до конца времен принадлежат Ему. Он побеждает беспорядок во вселенной и устанавливает порядок. Он побеждает вызванный грешниками беспорядок среди людей и восстанавливает порядок. И когда худшие из людей взбираются на первые места, а лучшие опускаются на последние, Он опрокидывает беспорядок сей, и первые становятся последними, а последние - первыми. Он побеждает заговоры и интриги злых духов против рода человеческого и разгоняет их, как ветер разгоняет отвратительный смрад. Он побеждает всякое оскудение: там, где мало, Он умножает, а там, где вообще ничего нет, творит изобилие. Он побеждает болезни и страдания; скажет лишь слово - и болезни и страдания исчезают: слепые видят, глухие слышат, немые говорят, расслабленные встают и ходят, прокаженные очищаются. Он побеждает смерть, и когда Он повелевает, смерть отпускает из своих челюстей жертвы свои. Он царствует над бескрайним Царством Сил Небесных, ангелов и святых; над Царством Небесным, по сравнению с коим царство мира сего тесно и темно, как материнская утроба для младенца. Он приказывает элементам и тварям мира сего, и ничто не может воспротивиться его приказу, не обрекая себя при этом на вечную гибель. День за днем, победа за победой. История мира сего есть ряд Божиих побед, проявление Божией силы и непобедимости. Он кроток, как агнец, но сотрясает небеса и землю. И когда Он дает Себя унизить, то этим делает очевидным Свое величие; и когда он дает Себя заплевать, то этим делает очевидной нечистоту всего, что не есть Он; и когда Он дает Себя заклать, то этим делает очевидной Свою жизнь. Словно на бледной картине, показывает нам Бог Свой свет через солнце; Свою силу - через бесчисленные огненные тела вселенной; Свою премудрость - через устройство вещей и существ во всей вселенной; Свою красоту - через красоту твари; Свою милость - через заботливое попечение обо всем, созданном Им; Свою жизнь - через все живущее. Но все это является лишь мгновенным и бледным отражением Его свойств; все это - лишь огненные слова, написанные в густом дыму. Все же сии свойства Бога Живаго в величайшем блеске, в каком только они могли быть явлены в этом мире, явлены были в Человеке. Не во всяком человеке, и не в сотворенном человеке вообще, но в Человеке несотворенном, Господе нашем Иисусе Христе. Все, соединившись, воссияло и явилось в Нем телесно: и свет, и сила, и премудрость, и красота, и милость, и жизнь. Что означает свет, если не победу над тьмой? И что означает сила, если не победу над слабостью? И что есть мудрость, если не победа над безрассудством и безумием? И что есть красота, если не победа над безобразием и уродством? И милость не означает ли победы над злобой, ненавистью и завистью? И жизнь - разве не Божественная победа над смертью?