Lasciatemi morire (плач Ариадны из несохранившейся оперы "Ариадна") (исполнитель: Монтеверди (поёт Инесса Галанте))
Lasciatemi morire, Lasciatemi morire; che volete voi che mi conforte In così dura sorte, In così gran martire? Lasciatemi morire. (3,4 и 5 строки: Кто может утешить меня При такой жестокой судьбе, при таком суровом испытании?) Клаудио Монтеверди (1567–1643) – создатель классических образцов оперы. Благодаря Монтеверди опера превратилась в произведение прежде всего музыкальное: теперь музыка стала занимать не подчиненное, как это было раньше, а главное место. В отличие от однообразного речитатива Пери и Каччини, Монтеверди создал остро напряженный, драматический речитатив – с внезапными сменами темпа и ритма, выразительными паузами. При этом Монтеверди не ограничился речитативом: в кульминациях своих опер он включал арии, где мелодия носила уже не декламационный, а певучий характер. Большое значение приобрел хор и оркестр, который подчеркивал значительность того или иного момента драмы. Все это позволило Монтеверди ярко раскрывать внутренний мир своих героев. Первые оперы Монтеверди – «Орфей» и «Ариадна» (от которой сохранился только один-единственный фрагмент – «Плач Ариадны», получивший всемирную известность). Эта классический образец lamento (по-итальянски – плач, жалоба) – скорбный тип арии. Именно образы скорби, печали, воплощенные в ариях lamento, были у неаполитанцев наиболее глубокими и сильными. Далее повествуется одна из версий окончания истории Ариадны - Тесей покидает возлюбленную, которая ради него сбежала от отца с родного Крита. Во многих произведениях искусства изображён момент отчаяния Ариадны, покинутой Тесеем на острове Наксосе. Вспомним Медею и Дидону. "Монтеверди первый сделал свое искусство носителем той "красоты человеческого горя" (Чехов)