"Вероятностная симфония в стиле джаз в 5 частях для 4 исполнителей" (2001) - 4.2 (исполнитель: Михаил Чекалин)
© + (Р) 2001 Leo Reords, Golden Years of New Jazz, GY 407. Первая группа композитора Михаила Чекалина: [bad word] [bad word] club32074221 Филип Кларк, Вайр, 2002, Великобритания. Золотые годы советского нового джаза, Том 2" (Leo GY 405-408 4СD) Рецензируя том один этой серии, в центре внимания которой советский джаз 80-х и 90-х, Бен Уотсон высветил свои сложности с термином "советский новый джаз" и вывел убедительную зависимость между тем что означает быть художником в тоталитарном обществе и вытекающим отсюда ироническим юмором. Этот последний выпуск в большой мере сосредотачивается на более мрачной стороне этого уравнения. <...> Если "Оркестрион" удушающее отчуждение делает своей эстетикой, то отчуждение музыканта-синтезаторщика Михаила Чекалина было им отчасти самим на себя наложенным. Как сообщает Лео Фейгин, Чекалин "сделал своим эстетическим, социальным и политическим кредо не приспосабливаться, не сходиться и не сотрудничать ни с кем" и всего добился исключительно в своей подвальной студии в Москве. Единственное исключение состоялось в 1994: "Вероятностная симфония в стиле джаз" Чекалина была совместной работой с трио под управлением украинского гитариста Сергея Трофимова с участием саксофониста Юрия Беленко и барабанщика Сергея Трофимова. Это лабиринт протяженностью 65 минут, скрепляемый изощренными звуковыми ландшафтами, звукопись которых Чекалин искусно извлекает из своего синтезатора. Ощущение бесконечного пространства и умопомрачительные фактуры у Чекалина отрицаются рваным ритмом и постоянными уходами в сторону. Трофимов добавляет неочевидные тающие риффы, Беленко же вместе с Жилиным ощущаются оторванными от всего фигурами на голом пустыре. У Беленко в высший степени выразительный плачущий тон его тенор-саксофона, и его смещение усиливается тем, что он поместился слегка вне зоны досягаемости микрофона. Барабаны Жилина угрожающе грохочут, разлагая уверенный свинг. <...>