Камерная музыка (исполнитель: Эдисон Денисов)
Камерная музыка для альта, клавесина и струнных (1982) ______________________________ Это сочинение было написано мною про просьбе выдающегося нашего альтиста Юрия Башмета. Игралось оно им много раз и в Москве, и в Петербурге, и в Прибалтике. И обычно вместе с оркестром Саулюса Сондецкиса. Сочинение небольшое, примерно на 12 минут, тихое, одночастное и невиртуозное. Написано оно достаточно просто, и немножко похоже на те мои концерты, которые можно назвать «концертами-монологами». Здесь тоже есть соло альта, есть несколько quasi-соло клавесина, и даже есть каденция альта. Но это, всё-таки, если можно так сказать, только «концерт-минимонолог», потому что элементов настоящей концертности здесь очень мало, а виртуозной музыки вообще почти нет. Та же каденция альта, например, она совершенно невиртуозная. Струнный оркестр по составу обычный и участвует почти во всём сочинении. Иногда он трактуется как нормальный, то есть традиционный такой 5-голосный оркестр, но чаще всего расщеплён на отдельные голоса — каждый музыкант здесь имеет почти независимую собственную партию. Но это не divisi, нет, а прежде всего использование оркестра как суммы солистов. Всё письмо чисто камерное и в основном полифоническое. — Ритмический рисунок здесь довольно упрощённый и, я бы даже сказал, не совсем ваш. — Это так. Конечно, он здесь несколько более элементарный по сравнению с другими моими вещами — в нём намного больше простого и ровного движения восьмыми и четвертями. — Такое письмо было опять вызвано какими-то жанровыми или просто тембровыми ассоциациями? — Скорее и тем, и другим. Здесь, конечно, есть некоторые аллюзии с музыкой прошлых веков: потому что звучит струнный оркестр, потому что звучит клавесин, и есть даже такая как бы quasi-цитата из до-минорной Фуги Баха. Она проходит здесь несколько раз изменяясь. Но это не «прямая» баховская тема, хотя аллюзия на неё и была сделана мною вполне сознательно, это больше только её ритм, который буквально на слуху у каждого из нас. И то же самое — тембр клавесина, он конечно, не может не вызывать настоящую временнýю аллюзию с прошлыми веками. Но прямой стилизации здесь нет, хотя, скажем, тот же клавесин и создаёт немножко, всё-таки, аллюзию с basso continuo. Но на самом деле настоящего basso continuo здесь нет совсем. И опять же здесь нигде нет и стилизованной старой тональной музыки. Иногда она является только как quasi-тональная. Например, в кульминации. Здесь, как видите, весь струнный оркестр вдруг берёт до-минорный аккорд фортиссимо и затем, тут же, альтист начинает своё соло с ноты ре-бемоль — это очень выразительно и почти тонально. Нота звучит сразу, и сама по себе должна быть сыграна очень экспрессивно. Но тональности, как таковой, здесь конечно нет.