1. Детское худ. творчество как средство самовыражения в подростковом возрасте (исполнитель: ГОСЫ педагогика)
Возрастные особенности детского рисунка. Развитие познавательного процесса у дошкольников — эмоциональное состояние ребенка Рисунок дошкольника — обобщенность, им сложно рисовать детали, неразвита мелкая моторика У младшего школьника — проявляются черты характера в рисунках, можно наблюдать типологические особенности. С 12 — играет роль направленность личности. В онтогенезе рисуночная деятельность непосредственно связана с общим психическим развитием ребенка. Синтезируя в себе особенности детского воспитания, памяти и мышления, опыт предметных действий и общения со взрослыми, детский рисунок одновременно является отражением внутреннего мира ребенка, его переживаний, мироощущения, его воспитания и понимания окружающего. Не случайно К. Бюлер назвал детский рисунок «отражением детской души». Издавна детское рисование привлекает интерес многочисленных исследователей в России и за рубежом В последние годы детские рисунки активно используются в работе с детьми с нормальным и отклоняющимся развитием в диагностических и коррекционных целях (Ф. Гудинаф, Д. Харрис, К. Кох, АЛ Захаров, Е. Т. Соколова, Г. Т. Хоментаускас и др. ) Популярность рисуночных методов (графических проб) объясняется тем, что простота проведения обследования сочетается с широким диапазоном получаемых показателей, они удобны в применении и не требуют сложного методического обеспечения. В работе с детьми дошкольного возраста как в норме, так и с отклонениями в развитии рисуночные пробы имеют ряд преимуществ по сравнению с другими методиками. Прежде всего надо отметить, что рисование — это естественная для ребенка деятельность, которая оказывает на него растормаживающее действие, снимает напряжение, возникающее при психодиагностическом обследовании, способствует установлению положительного эмоционального контакта с ребенком. Кроме того, в дошкольном возрасте существенно ограничено использование вербальных диагностических средств в силу значительного расхождения вербального и невербального планов поведения (того, что говорит ребенок, и того, как он поступает в действительности), недостаточного развития речи и рефлексии (способности анализировать свои поступки и переживания). В ряде случаев рисуночные пробы являются единственно возможными методами исследования индивидуальных особенностей ребенка Детский рисунок специфичен и по своим внутренним механизмам качественно отличается от рисунков взрослого человека Главная его особенность заключается в том, что ребенок рисует не то, что видит, а то что знает и чувствует. Если взрослый, изображает тот или иной предмет, воспроизводит прежде всего те его свойства, которые можно воспринимать зрительно, то в детском рисунке сливаются воедино разнообразные формы чувственного опыта: зрительные образы, кинестетические и тактильные ощущения, результаты практических действий с предметами, эмоциональные переживания, опыт, полученный в других видах деятельности и общении со взрослыми. Так, например, плоскую остроугольную фигуру (треугольник) дети нередко изображают в виде овала с отходящими от него черточками, которыми они пытаются отразить остроугольность фигуры. Рисуя предмет, ребенок изображает и те его части, которые находятся с обратной стороны и в данном ракурсе не могут восприниматься зрительно; в результате на профиле человеческого лица могут быть нарисованы оба глаза. Характер детских изображений определяется способом обследования предмета (рассматривает, ощупывает, активно действует с предметом) и тем, что выделяет для себя ребенок в процессе обследования. Так, трехлетний мальчик, впервые увидев чучело белки, вначале обратил внимание на ее лапки, потом, погладив ее рукой, отметил, что она «мягонькая». Рисуя белочку, юный художник в первую очередь изобразил «ножки» в виде двух линий с закругленными внизу, а затем размашистыми штрихами нарисовал шерсть, пояснив: «это она мягонькая». Несовершенство детского рисунка обусловлено прежде всего возрастными особенностями психических процессов ребенка «разорванность» ранних детских изображений является следствием недостаточного развития целостнос