Пение матки во время роения (исполнитель: Пчелиная матка)
Пение пчелиных маток во время роения. Ууо-куо-уо-уо-уо-уо-уо! Ууо о-о-о о-о-о о-о-о-о о-о! Куэ-куэ-уэк-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ... Уооу-ку-коу-коу-коу-коу-коу-коу-коу! Куэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ-кэ. Пение матки похоже на звуки маленькой деревянной дудочки, какими забавляются дети; она поет протяжно, вроде: ти-ти-ти. Кваканье же - как у маленьких утят, когда их отлучает кто-нибудь от старой утки. И те и другие звуки происходят от молодых маток, а причиною этого пения и кваканья - взаимная их ненависть и то, что они боятся друг друга. Когда старая матка, перезимовавшая, выйдет с роем перваком, то в ту минуту нет еще ни одной готовой матки, а только более или менее дозревшие маточники. Как только из первого созревшего маточника выйдет молодая матка между пчел, она начинает петь «ти-ти-ти». Услышав этот голос, другие созрелые, но еще заключенные в маточниках матки, боятся вылезти, чтобы их не убила первая, расхаживающая на свободе. Хоть они уже и совсем готовы, однако сидят нарочно еще в залепленных маточниках, а пчелы кормят их через маленькую скважинку у донышка. В этом-то заключении молодые матки и издают звуки «ква-ква-ква». Матка, вылезшая первою, старается уничтожить сидящих в маточниках, и если пчелы не имеют желания роиться и не препятствуют ее доступу, то она переходит от одного маточника до другого, прогрызает челюстями дырочку сбоку и убивает маток жалом, после чего пчелы вытаскивают трупы, и остальные маточники, еще не созревшие, истребляют. Если же пчелы имеют намерение роиться, то окружают маточники и не допускают уничтожать их той матке, которая вылезла первой; тогда-то она со злости издает свои звуки «ти-ти-ти». На это матки, сидящие в маточниках, отвечают своими «ква-ква-ква». Итак, пение происходит от матки, которая уже вылупилась и ходит свободно между пчелами, и так как она переходит по всем сотам гнезда, то слышно ее в разных местах, как бы распевали несколько маток. Кваканье же принадлежит маткам, заключенным еще в маточниках, а так как последние обыкновенно разбросаны по всему гнезду, то и кваканье слышно не в одном месте улья и на разные голоса. Поэтому пение в улье матки означает, во-первых, что в нем есть молодая, новорожденная матка, потому что старая, оплодотворенная, никогда уже не поет в улье, разве когда после долгого заключения в клеточке выпустить ее между пчел и она почует в улье заложенные маточники или готовую молодую матку, то издает несколько тихих звуков. Во-вторых, пение матки означает, что кроме нее есть еще другие матки в маточниках, ибо и молодая матка не поет, если одна только находится в улье. В-третьих, пение матки служит непременным признаком, что семья будет еще роиться,— а когда пение и кваканье прекратятся, то она, конечно, роиться уже больше не будет. В первый день по рождении пение матки бывает тихо и слабо, а на другой день и на третий день делается таким громким, что иногда слышно за несколько шагов от улья. Молодые матки поют и квакают больше при восходе и закате солнца, но и днем отзываются постоянно. Из этого видно, что даже в роящейся семье не бывает нескольких маток разом; если же во втораках, третьяках и т.д. встречаем по нескольку маток, то все, за исключением первой, которая пела, сидели взаперти в маточниках с той минуты, когда рой собрался выходить, прогрызли воск и улетели вместе с роем. Челюсти у матки так сильны и действует она ими так искусно, что в одно мгновение может прогрызть донышко маточника. Вырезав дозрелый маточник, в котором квакает матка, вы можете вдоволь насмотреться на это.