Александра Оберучева - История одной старушки. часть 1 из 4 (исполнитель: Елена Харитонова)
Автобиографические записи монахини Амвросии (в миру Александры Дмитриевны Оберучевой), которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий... Книга составлена по дневникам автора, которые она вела всю жизнь и отобрала, привела в порядок, дополнила по просьбе близких незадолго до кончины. По своему жанру это книга воспоминаний. Но ее нельзя было бы охарактеризовать коротко, обращая внимание лишь на какую-то одну, главную, сторону жизни мемуариста, например: "Воспоминания земского врача" или "Записки монахини". Приложение (послесловие) к книге "Записки о матушке Амвросии" написала монахиня Михаила. Монахиня Амвросия родилась в 1870 году, отошла ко Господу в 1944 году. Мемуары матушки начинаются с рассказа о детстве: частые переезды из-за военной службы отца, рождение брата Михаила, первые детские книжки, увлечения, учеба в гимназии. Александра Оберучева выбрала специальность врача, училась в Женском Санкт-Петербургском медицинском институте, открывшемся в 1897 году и единственном в России, дававшем высшее медицинское образование женщинам. После окончания института Александра Дмитриевна, тронутая рассказом знакомого о бедственном положении крестьян, об эпидемиях и отсутствии нужного количества врачей, поехала в земство на должность земского врача. Интересно, что за несколько лет до этого в тех же краях земским врачом был Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, будущий автор знаменитых "Очерков гнойной хирургии" (в дальнейшем они встретятся в ссылке). На амбулаторные приемы врача Оберучевой приезжали крестьяне даже из других уездов, с ночи вставая в очередь. Выдержать тот напряженный ритм было сложно и она вынуждена была перевестись в одесскую больницу. Во время первой Мировой войны Александра Дмитриевна добровольно поехала на фронт помогать раненым. В 1917-ом году, по благословению своего духовного отца, старца Анатолия (Потапова), она поступает в Шамординскую обитель, в 1919-ом - принимает постриг. После закрытия монастырей, Шамордина и Оптиной пустыни, и до волны арестов и ссылок (которую почти никто из них не миновал) часть иноков и инокинь жила в Козельске на частных квартирах. Небольшую общину шамординских монахинь, к которой принадлежала и матушка Амвросия, окормлял последний оптинский старец иеромонах Никон (Беляев), будущий преподобномученик Никон Оптинский. Свою иноческую школу матушка проходила с такой же ответственностью и старанием, с каким делала все в своей жизни. Последнее письмо монахини Амвросии: "Странная моя жизнь! К чему все это ведется? Видно, воля Божия. Да будет воля Божия во всем. Только с благоговейным трепетом ожидаю, что будет дальше. Все так удивительно сотворяется… Как бы исполнить волю Божию, чтобы не нарушить своим вмешательством".