Увертюра `Освящение дома` до мажор op. 124 (исполнитель: Людвиг ван Бетховен (1770–1827). КЛАССИЦИЗМ)
«Освящение дома», увертюра до мажор, соч. 124 (1822) Известная под этим неавторским названием увертюра была написана Бетховеном в 1822 году для пьесы Карла Майсля, открывавшей новый театр в Йозефштадте, пригороде Вены. Авторизованная копия партитуры увертюры хранится в библиотеке Московской консерватории. Летом 1825 года Бетховен послал ее в Санкт-Петербург князю Николаю Борисовичу Голицыну. В ответном письме Н. Б. Голицын отблагодарил Бетховена за посвященное ему произведение и выражением признательности, и гонораром в 25 дукатов. Голицыну мы обязаны заказанными им струнными квартетами соч. 127, 130 и 132 – тремя из пяти последних бетховенских квартетов, а также мировой премьерой «Торжественной мессы» Бетховена весной 1824 года в Санкт-Петербурге. Первое исполнение увертюры «Освящение дома» состоялось 3 октября 1822 года на упомянутом открытии театра в Йозефштадте. 7 мая 1824 года увертюра прозвучала в венском Кертнертортеатре, в одном концерте с фрагментами «Торжественной мессы» и Девятой симфонией. Увертюра открывается интродукцией в духе Гайдна. Вслед за колоннадой аккордов вступает медленная маршеобразная тема гимнического характера (она и в самом деле близка сочиненному Гайдном же австрийскому гимну – по‑видимому, не случайно выбранному Бетховеном в качестве темы для торжественной увертюры). Трубные фанфары возвещают восхождение-разбег к главному разделу увертюры – стремительной двойной фуге в барочной (напоминающей Генделя) манере. Фугу, начинаемую первыми скрипками, флейтой и гобоем (тему-контрапункт ведут вторые скрипки и кларнет) и изобилующую динамическими, темповыми и ритмическими контрастами, венчает блестящая кода. Нью-Йоркский филармонический оркестр Леонард Бернстайн. `Die Weihe des Hauses`, посв. князю Николаю Голицыну, 1822.