Можжевеловый куст (исполнитель: Суханов)
Николай Заболоцкий
Я увидел во сне можжевеловый куст
автор: Лорина Тодорова
"Стилистические исследования обыкновенно концентрируются на ограниченном количестве категорий (нарративное время, связанность рассказанных событий, тон рассказа, точки зрения и т.д.) Стилистические анализы изучают конкретные реализации этих категорий в одном или другом тексте. Встает вопрос, на что опирается наша интуиция об этих категориях? - Для меня стилистические категории должны опираться на какую-то базу, которая происходит от "природы" человеческого языка,эти категории не могут быть порожденными экстратекстуальными факторами (социальные, этнические, культурные и другие).
И все таки какова "природа" языка? Она определяется различно, от различных лингвистических течений. Что же касается меня, я воспринимаю одну лингвистическую концепцию, порожденную Психомеханикой Гюстава Гийома." (Христо Тодоров) (1.)
. Надеюсь, что позиция Христо Тодорова эксплицитно показывает, что речь идет о школе Гюстава Гийома, которая была развита такими учеными как: Гремас; Жан Руссе; Р.-М. Альберес; Жорж Пуле, Бернард Пуатье ; Красимир Манчев; Морис Туссен; Христо Тодоров и другими...
Я увидел во сне можжевеловый куст.
Я услышал вдали металлический хруст.
Аметистовых ягод услышал я звон.
И во сне, в тишине, мне понравился он.
Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
Отогнув невысокие эти стволы,
Я заметил во мраке древесных ветвей
Чуть живое подобье улыбки твоей.
Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
Остывающий лепет изменчевых уст,
Легкий лепет, едва отдающий смолой,
Проколовший меня смертоносной иглой!
В золотых небесах за окошком моим
Облака проплывают одно за другим.
Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
Да простит тебя бог, можжевеловый куст!
Красота этого текста в его звучании. Однако поражает финал:
"ДА ПРОСТИТ ТЕБЯ БОГ, МОЖЖЕВЕЛОВЬІЙ КУСТ!"
Весь текст построен так, что создается впечатление, что речь не идет о "можжевеловом кусте" , а об Одушевленном Обожествленном Объекте, т.к. все принципы приема обожествления тут экслицитно подчеркнуты. Однако нет самого важного - Заглавной буквы! т.е., если бы было написано с большой буквой, например :" Можжевеловый куст" (даже только один раз), то можно было бы действительно говорить о стилистическом приеме обожествления. Но этого здесь нет. Возникает вопрос: а о чем же тут речь! И ЧТО привлекает в этом тексте?
Мое первое впечатление: "хрустальный" текст, не изменилось, думаю, что это объясняется специфичным подбором лекскики с ассоциативным смысловым звучанием - "ЗВОН".
И еще одна особенность: прием повторения.
Предлагаю перейти к самому тексту:
"Я увидел во сне можжевеловый куст" -
эта первая строфа и есть отправная точка интеграции содержания стихотворения. Во-первых : стихотворение персональное, здесь эксплицитно присутствует лирическое "Я". (2)
Во-вторых: тут введена локативная идея типа "быть"3 (3) - "я увидел во сне" т.е. последующее содержание всего стихотворения представляет ирреальную ситуацию т.е. это ОНИРИЧНЬІЙ тип поэзии.
В-третьих: содержание текста есть пост-фактум, т.к. перцептивный глагол "видеть" использован в прошедшем законченном времени. А это значит, что Читателю предлагается ассоциативный текст ощущений во сне или,своего рода, восстановление и осмысление содержания СНА.
Вторая и третья строфы:
"Я услышал вдали металлический хруст.
Аметистовых ягод услышал я звон." -
обе строфы интегрируются на базе трансмодальной связанности, т.е на базе перцептивных идей типа "услышать", где глагол повторяется два раза в прошедшем законченном времени. В сущности, три первых строфы представляют собой метафорическую нисходящую градацию с причинно-следственной связью. Вот как их можно представить линейно:
"я увидел во сне можжевеловый куст (теза) - > я услышал вдали металлический хруст (теза-следствие,вытекающее из первой тезы) - > аметистовых ягод услышал я звон"(заключетельная теза, уточняющего характера - "ЗВОН ЯГОД").
Таким образом первые три строфы исполняют роль своеобразного введения Читателя в ситуацию, которая будет развернута в картине сна, где подчеркивается навязчивое присутствие "можжевелового куста", переданное в форме повторения.
В тексте есть еще один тип нисходящей градации, организрующейся на базе перцептивных и чувственных идей, вводящeй - передающeй звуковой фон СНА:
Увидел кУст - >УслЬІшал... хрУст - > УслЬІшал ЗВОН - > пОнравился Он - > пОчУял сквОзь сОн....-> смОлЬІ -> ОтОгнУв ...ствОлЬІ - >чУть жИвОЕ пОдОбьЕ УлЬІбкИ твоЕЙ - >мОжжЕвЕлОвЬІЙ кУст - > мОжжЕлОвЬІй кУст -> ОстЬІвающИЙ ЛЕПЕТ ИзмЕнчЕвЬІх Уст - >ЛЕПЕТ - >смОлОЙ - >прОкОлОвшИЙ ИГЛОЙ -
однако в этой градации есть лишь ТРИ основных слова передаюших ТРИ этапа сна : ЗВОН -> ЛЕПЕТ - >ИГЛОЙ - т.