Можжевеловый куст (исполнитель: Суханов)

Николай Заболоцкий

 Я увидел во сне можжевеловый куст

автор: Лорина Тодорова
    "Стилистические исследования обыкновенно концентрируются на ограниченном количестве категорий (нарративное время, связанность рассказанных событий, тон рассказа, точки зрения и т.д.) Стилистические анализы изучают конкретные реализации этих категорий в одном или другом тексте. Встает вопрос, на что опирается наша интуиция об этих категориях? - Для меня стилистические категории должны опираться на какую-то базу, которая происходит от "природы" человеческого языка,эти категории не могут быть порожденными экстратекстуальными факторами (социальные, этнические, культурные и другие).
     И все таки какова "природа" языка? Она определяется различно, от различных лингвистических течений. Что же касается меня, я воспринимаю одну лингвистическую концепцию, порожденную Психомеханикой Гюстава Гийома." (Христо Тодоров) (1.)
 
 . Надеюсь, что позиция Христо Тодорова эксплицитно показывает, что речь идет о школе Гюстава Гийома, которая была развита такими учеными как: Гремас; Жан Руссе; Р.-М. Альберес; Жорж Пуле, Бернард Пуатье ; Красимир Манчев; Морис Туссен; Христо Тодоров и другими...
 
 
                          Я увидел во сне можжевеловый куст.
                          Я услышал вдали металлический хруст.
                          Аметистовых ягод услышал я звон.
 
                          И во сне, в тишине, мне понравился он.
                          Я почуял сквозь сон легкий запах смолы.
                          Отогнув невысокие эти стволы,
                          Я заметил во мраке древесных ветвей
                          Чуть живое подобье улыбки твоей.
                          Можжевеловый куст, можжевеловый куст,
                          Остывающий лепет изменчевых уст,
                          Легкий лепет, едва отдающий смолой,
                          Проколовший меня смертоносной иглой!
                          В золотых небесах за окошком моим
                          Облака проплывают одно за другим.
                          Облетевший мой садик безжизнен и пуст...
                          Да простит тебя бог, можжевеловый куст!
 
 
   Красота этого текста в его звучании. Однако поражает финал:
 
                          "ДА ПРОСТИТ ТЕБЯ БОГ, МОЖЖЕВЕЛОВЬІЙ КУСТ!"
 
   Весь текст построен так, что создается впечатление, что речь не идет о "можжевеловом кусте" , а об Одушевленном Обожествленном Объекте, т.к. все принципы приема обожествления тут экслицитно подчеркнуты. Однако нет самого важного - Заглавной буквы! т.е., если бы было написано с большой буквой, например :" Можжевеловый куст" (даже только один раз), то можно было бы действительно говорить о стилистическом приеме обожествления. Но этого здесь нет. Возникает вопрос: а о чем же тут речь! И ЧТО привлекает в этом тексте?
 
  Мое первое впечатление: "хрустальный" текст, не изменилось,  думаю, что это объясняется специфичным подбором лекскики с ассоциативным смысловым звучанием - "ЗВОН".
  И еще одна особенность: прием повторения.
 
   Предлагаю перейти к самому тексту:
 
      "Я увидел во сне можжевеловый куст" -
 
     эта первая строфа и есть отправная точка интеграции содержания стихотворения. Во-первых : стихотворение персональное, здесь эксплицитно присутствует лирическое "Я". (2)
Во-вторых: тут введена локативная идея типа "быть"3 (3)  - "я увидел во сне" т.е. последующее содержание всего стихотворения представляет ирреальную ситуацию т.е. это ОНИРИЧНЬІЙ  тип поэзии.
 В-третьих: содержание текста есть пост-фактум, т.к. перцептивный глагол "видеть" использован в прошедшем законченном времени. А это значит, что Читателю предлагается ассоциативный текст ощущений во сне или,своего рода, восстановление и осмысление содержания СНА.
 
     Вторая и третья строфы:
 
                "Я услышал вдали металлический хруст.
                 Аметистовых ягод услышал я звон." -
 
обе строфы интегрируются на базе трансмодальной связанности, т.е на базе перцептивных идей типа "услышать", где глагол повторяется два раза в прошедшем законченном времени. В сущности, три первых строфы представляют собой метафорическую нисходящую градацию с причинно-следственной связью. Вот как их можно представить линейно:
 
"я увидел во сне можжевеловый куст (теза) - > я услышал вдали металлический хруст (теза-следствие,вытекающее из первой тезы) - > аметистовых ягод услышал я звон"(заключетельная теза, уточняющего характера - "ЗВОН ЯГОД").
    Таким образом первые три строфы исполняют роль своеобразного введения Читателя в ситуацию, которая будет развернута в картине сна, где подчеркивается навязчивое присутствие "можжевелового куста", переданное в форме повторения.
  В тексте есть еще один тип нисходящей градации, организрующейся на базе  перцептивных и чувственных идей, вводящeй - передающeй звуковой фон СНА:
 
 
Увидел кУст - >УслЬІшал... хрУст -  > УслЬІшал  ЗВОН - > пОнравился Он - > пОчУял сквОзь сОн....-> смОлЬІ -> ОтОгнУв ...ствОлЬІ - >чУть жИвОЕ  пОдОбьЕ  УлЬІбкИ твоЕЙ - >мОжжЕвЕлОвЬІЙ  кУст - > мОжжЕлОвЬІй  кУст -> ОстЬІвающИЙ  ЛЕПЕТ  ИзмЕнчЕвЬІх Уст - >ЛЕПЕТ - >смОлОЙ - >прОкОлОвшИЙ  ИГЛОЙ  -
 
однако в этой градации есть лишь ТРИ основных слова передаюших ТРИ этапа сна : ЗВОН -> ЛЕПЕТ - >ИГЛОЙ - т.
Послушать/Cкачать эту песню
Mp3 320kbps на стороннем сайте

Видео к песне:
Открытка с текстом :
Удобно отправить или распечатать
Создать открытку
У нас недавно искали песни:
Everybody Loved Original Mix Wellenrausch-  Умереть что-бы жить  Uzeyir mehdizade-berk berk  Count To Ten Main Mix Parachute Youth  Daft Punk Get Lucky feat Black Cat Enjoykin  Double Time Jambazi ft Fike 
О чем песня
Суханов - Можжевеловый куст?
2020 © Tekstovoi.Ru Тексты песен