Евангелие день за днем - 09 апреля о.Павел Великанов (Ин., 41 зач., XII, 1-18) (исполнитель: Радио ВЕРА)
Евангелие от Иоанна, Глава 12, стихи 1-18 1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. 2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. 4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? 6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. 7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. 8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. 9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. 10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. 12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! 14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: 15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. 16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та’к было о Нем написано, и это сделали Ему. 17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. 18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо. Комментирует протоиерей Павел Великанов. Перед нами евангелист Иоанн изобразил картину апогея земной славы Христа Спасителя. Окружающие уверены: всё, наконец-то Этот Непонятный Иисус раскрывается перед всеми, показывает Своё Мессианство – и входит в Иерусалим как Царь. Сердца окружающих бьются в предвкушении исполнения пророчеств: в воздухе и без того витает напряжение, синедрион уже принял решение убить не только Иисуса, но и воскрешённого Им Лазаря – даже самые простые люди ощущают, что скоро что-то начнётся. И это неопределённое чувство буквально пьянит людей, они заражаются им один от другого – и, невзирая на недовольство фарисеев, кричат во всю глотку слова приветствия Мессии. Ещё бы: за всю историю человечества ещё никто и никогда не воскрешал четверодневного мертвеца – и вот, он – среди народа – живое свидетельство необычайной близости Иисуса к Самому Господу Богу. Впервые за все три с половиной года публичной деятельности Иисус не сопротивляется: Он не уклоняется от почестей и хвалебных восклицаний, Он смиренно восседает на ослёнке, словно господин, Он не запрещает людям всячески проявлять своё почтение и восхищение Им. Ученики – недоумевают: они прекрасно помнят, как неоднократно пытался народ после совершенных чудес взять Иисуса и объявить своим царём – а Он любыми способами избегал этого. А тут – такой неожиданный триумф! Это ведь только мы с вами знаем, что пройдёт несколько дней – и те же люди увидят Иисуса беспомощно висящим на Кресте – оплёванного, поруганного, избитого, униженного. О том, что Его ждёт в Иерусалиме смерть – а не слава – Иисус знает: Он многократно говорил об этом ученикам – но для их слуха это так и остаётся информацией за гранью понимания. Но зачем же Иисус дозволяет это, казалось бы, абсурдное торжество – когда знает: впереди у него – не славное воцарение, а мучительная насильственная смерть? Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим – это глубоко символическое действие. На недоуменные вопросы и долгие ожидания Иисус отвечает не словами, а действием. Если попытаться перенести систему понятий древнего мира в наши реалии, то конь – это либо танк, либо автомобиль премиум-класса. В то время как осёл – точнее, необъезженный ослёнок – даже не малолитражка, а нечто близкое к подростковому велосипеду. Представим себе народного кандидата в президенты некой угнетённой врагами страны, от которого ждут решительных военных действий – а он на ржавом велосипеде въезжает в стан врага! О чём это говорит? О том, что он – ни с кем воевать не собирается. Иисус приносит совсем не то, что от него ожидают: он несёт благую весть – а не потоки крови. Он приходит, чтобы избавить людей от базовой, главной проблемы – греха и смерти – а не просто помочь разобраться с текущими политическими проблемами. В этом празднике перед нами – наложение двух реалий: мессианских ожиданий народа – и свидетельства Христа о мире. Сегодня они пересеклись – но уже завтра – снова начнут стремительно расходиться. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои», – говорит Бог устами пророка Исайи (Ис. 55:8). Вот о чём нам следует вспоминать почаще – и не навязывать Богу своих, человеческих шаблонов – а позволять Богу быть настоящим и полновластным Хозяином нашей жизни!