Valsa (исполнитель: Carlos Paredes)
Говорят, что португальская гитара обладает уникальным звуком, а рецепт ее изготовления остается секретом, который передается от отца к сыну из поколения в поколение. Голос «саудаде», гитара почти оказалась, было, на грани исчезновения, но ей удалось не только выжить, а даже стать культовым инструментом, избранным виртуозами классической музыки и исполнителями фаду. Карлуш Паредеш, португальский гитарист, который буквально влюбился в этот инструмент, сказал как-то, что «...гитарист должен полностью поглощать, впитывать в себя гитару, для того, чтобы извлечь из нее звук... Сначала отец научил меня извлекать сильные, громкие звуки из гитары...» Эрнешту Вейга де Оливейра, посвятивший жизнь изучению португальского фольклора, определяет этот тип гитары как «струнный инструмент с грушевидным корпусом, который сужается ближе к параллельному и плоскому грифу». Основная часть корпуса круглой формы с шестью металлическими струнами. У первых гитар было только 10 струн - 4 сдвоенных и две одинарные. В настоящее время все струны сдвоенные и иногда бывает, что три последние струны - строенные. Вейга де Оливейра детально изучил историю происхождения гитары и внес значительный вклад в распространение инструмента в Португалии, пытаясь, наконец, привести к согласию академиков и музыковедов, мнения которых разделились, и одни считают, что португальская гитара имеет арабские корни, а другие имеют склонность утверждать об ее английском происхождении. Оливейра согласился с последней версией, придя к заключению, что португальская гитара, по всей вероятности, представляет собой результат таинственного проникновения в 18 веке в лузитанскую культуру лиры английской гитары 17 столетия, приспособленной к собственному вокальному жанру и совершенно чуждой фольклору, что привело к рождению фаду. Эта гитара, вероятно, появилась между 1789 и 1796 годами, когда впервые о ней было упомянуто в исследовании Estudo da Guitarra, изданном в Порту Антониу да Силва Лейте. Гитара была тогда представлена английскому обществу в Порту, откуда хозяйской поступью двинулась во все города и веси Португалии, и начала вытеснять господствовавший до той поры альт. Начиная с 19 столетия, множество производителей струнных инструментов, так называемые violeiros, стали открывать магазины в Лиссабоне, Порту и Браге. В соответствии с исследованиями Вейга де Оливейра «...они создали инструменты отличного качества и начали внедрять модификации, все в большей степени приспособленные к музыкальному жанру, с которым они и были связаны, несмотря на создание безупречных, дорогостоящих и роскошных инструментов.» Виега де Оливейра научно продемонстрировал, что в Португалии всегда существовали три основных школы искуссных ремесленников, которые мастерили португальскую гитару: Лиссабона, Коимбры и Порту. Violeiros производили три типа гитар: из Лиссабона - самая маленькая, с низким и круглым резонирующим корпусом, больше напоминающим обыкновенную гитару, как нельзя более подходящая для трели живого фаду. Та, что из Коимбры - самая большая, с более крутой формой резонирующего корпуса и большим звукорядом, великолепно подходящая для стиля коимбрских баллад, где гитара сопровождает пение разложенными аккордами (арпеджио). А та, что из Порту и Браги, схожа с коимбрской, но немного меньше. Лиссабонская гитара используется профессионалами, она изготавливаеся со скрупулезной точностью и обладает более выразительным звуком. Гитара из Коимбры хороша для любителей игры на открытом воздухе и, как правило, пониже в цене. В среднем старые модели меют такие размеры - 73 см в длину, 7 см звуковой ряд грифа, 34 см - корпус, максимальная ширина - 27 см. Современные модели чуть других размеров: общая длина - 81см, 14 см звуковой ряд грифа, 43 см - корпус, ширина - 38 см. Вышеупомянутые три школы до сих пор существуют, а секрет создания португальской гитары остается собственностью нескольких семей ремесленников, в которых иногда и целые поколения полностью посвящают себя изготовлению этого интсрумента. Выбор древесины и ее удачное применение, гармоничная