Как по нашей деревне во Майносской во селе (Карагод) (исполнитель: Казаки – Некрасовцы)
Антология народной музыки: Казаки–Некрасовцы Запись: 1982, 1983, 1986, 1990 Фирма Мелодия впервые в своей истории осуществляет крупномасштабный выпуск на Смузыки народов СНГ, Балтии и Российской Федерации. При составлении программ «Антология народной музыки» были использованы лучшие архивные записи Фирмы Мелодия. К работе над музыкальным материалом были привлечены известные звукорежиссеры и музыковеды. Большая часть произведений, собранных в рамках данного проекта, уже ушла из народного быта, уходит и из памяти носителей традиции. Антология даёт возможность широкому кругу слушателей прикоснуться к исчезающему пласту народной культуры. Издание может быть интересно как профессиональным исследователям и руководителям фольклорных ансамблей, так и всем ценителям народного творчества и любителям аутентичной музыки. Сложная историческая судьба выпала на долю казаков - некрасовцев — старообрядческой общины, покинувшей Россию в начале XVIII в. После обострившегося религиозного конфликта и поражения крестьянского восстания на Дону в 1707-1709 гг. казаки во главе с Игнатом Некрасовым ушли на Кубань (находившуюся под турецким владычеством), затем на Дунай и в Малую Азию. На чужбине формировались идеалы общины, пронесенные сквозь историю как заветы Игната Некрасова. И главный из них — вернуться в Россию, но Россию без царя. По имени Некрасова они стали величать себя казаками - некрасовцами. Некрасовское пение — это хоровое одноголосие, гетерофония: женские голоса звучат в одном регистре с мужскими, будто узорочьем вьются вокруг оси напева. Особенностью традиции является сохранность эпических жанров — былин («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец на корабле») и исторических песен («По синей – то море плывет корабль», «Из-под Шам – горы было из-под камушка»). Еще один эпический жанр местной традиции — духовные стихи, в которых нашел свое выражение опыт приобщения к христианству в повседневном быту, вне церкви. Архаический стих о Федоре Тироне — «Как звонили звоны звонские», в исполнении А. Рамзаевой и М. Елесютиковой, — напоминает былинный стих о Егории Храбром. Жанровая основа традиции казаков - некрасовцев — песенная лирика, которую отличает богатый мелос («Грушица»). Наряду с малоизвестными по сюжетам песнями, бытующими в некрасовской среде, представлены и популярные в русском фольклоре сюжеты, знакомые по классическим сборникам («Ты цвет, ты мой цвет, цвет»). Хороводные (карагодные) песни приурочены к календарному периоду от Крещения до Масленицы. Редкие образцы мужского ансамблевого пения зафиксированы в последние годы («Что при вышнем было при высоком было при кургане»), они стали результатом внимания к некрасовцам со стороны молодежных фольклорных ансамблей. У некрасовцев популярны турецкие лирические, шуточные песни и припевки. Они заимствовались на ярмарках и в тавернах. Но, исполняя чужие напевы, казаки по-русски растягивают гласные, постепенно завышая мелодию, что вовсе не свойственно турецкому пению. Подобная новизна звучания очень привлекала турок, которым нравилось слушать свои напевы в исполнении некрасовцев. Среди различных заимствований есть и вошедшая в казачий быт губная гармошка. Однако исполнение на губной гармошке у некрасовцев своеобразно: плясовые наигрыши по-восточному гибки, пластичны, да и названия их характерны — «Измирская», «Черкесская», «Казачья»… Богатство тембровых красок присуще некрасовским мастерам: Семену Милушкину, Анне Рамзаевой, Марии Елесютиковой, Елене Гулиной, Анне Чернышовой и др. Общее время звучания: 67.53 [bad word] [bad word] audios-62345607?album_id=44522148 Записи 1982,1983 — фирма «Мелодия» Записи 1986,1990 — из личного архива В.Н. Никитиной Перепись и реставрация 1990 г. (1–4, 7, 13, 16, 23) Номер диска в каталоге: MEL CD 3001681 [bad word] /melody.su/catalog/folklore/352/?SECTION_CODE=f