Долина, долинушка (линейская, 2011) (исполнитель: Ятрышник (город Новороссийск))
Варианты: ТЫ ДОЛИНА МОЯ, ДОЛЬ-ДОЛИНУШКА… Ты, долина моя, доль-долинушка, Ничего ты, долинка, не спородила; Спородила долинка сыр-высокий дуб. На дубу-то сидит вольна пташечка, Вольна пташечка - царь сизой орел. Во когтях-то держит черного ворона, Черного ворона - ясного сокола. Он бить-то не бьет, все страсть дает, Все страсть-то дает да все выспрашивает: "Где летал ты, соколик? где сполетывал?" "Я летал лишь, соколик, во дикой степи. Уж я видел там чудо, чудо дивное, Чудо дивное - тело белое, Тело белое человечее. Что никто же к тому телу не приступится; Прилетали к телу три ласточки, Три ласточки, три косатые: Перва ласточка - родна мамонька, Вторая ласточка - родна сестрица, А третья ласточка - молодая жена". Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006 См. также другие варианты - некрасовскую "Ой, вы, горы мои, да всё Майносские", "Горы кавказские" (с нотами), "Горы Воробьевские" (с нотами). ТЫ, ДОЛЬ НАША, ДОЛЬ-ДОЛИНУШКА… Ты, доль наша, доль-долинушка, Ты, раздольице - поле чистое! Ничего ты, долинка, не породила: Нет ни травоньки, нет ни муравоньки, Ни алых цветов, да нет лазоревых; Породила долинка сыр ракитов куст. На кусту-то сидит вольна пташечка, Вольна пташечка - стар сизой орел; Во когтях-то держит малу пташечку, Малу пташечку, он соловушку; Он бить-то не бьет, только страсть дает. Как под кустиком ли, под ракитовым, Что лежит-убит добрый молодец. Уж как не ласточки, не касаточки Вкруг тепла гнезда увиваются, - Три лебедушки тут сокрушаются: Убивается родна матушка, Уж она плачет то, как река льется, А сестра плачет, как ручей течет, Молодая жена - что роса падет; Взойдет солнышко - росу высушит. Антология военной песни / Сост. и автор предисл. В. Калугин. - М.: Эксмо, 2006 В древнейших сюжетах песен, к которым по мнению ряда исследователей относятся русские циклы «Завещание раненого» ( в русском фольклоре это песни «Горы Воробьевские», «Три ласточки», «Поле», «За Кубанью за рекой»), «Вещий конь», «Кровавая рубашка», отмечается особая близость восточнославянского репертуара, это – единый стилевой пласт древнейшей лирики. Жанровая природа этих песен неоднозначна: их «повествовательность» позволяет интерпретировать их генезис как результат распада былой эпической целостности, сделать предположение о возможной мифологической подоплеке их изначальной сюжетики. В то же время, в научной литературе встречаются свидетельства об их обрядовом бытовании, и, предположительно, происхождении. Так, некоторые из упомянутых песен даже во второй половине ХХ в. бытовали в составе календарных и похоронно-поминальных обрядов, в репертуаре проводов на службу, не говоря уже о распространенности их бытового «неприуроченного» исполнения.