Shree Suktam (исполнитель: Shweta Pandit)
Богиня Шри появляется уже в ранних гимнах Риг-веды и является персонификацией благости и удачи[2][6]. Шри-сукта — фактически самый ранний из ведийских текстов, в котором проводятся параллели между этими двумя богинями[5][3]. В более поздний период, когда началась кодификация основных Пуран (примерно 400-е годы н. э.), богиня Шри стала прочно ассоциироваться как один из основных аспектов богини Лакшми, которая к тому времени уже воспринималась как супруга Вишну[2]. Шри-сукта описывает Шри-Лакшми как прекрасную богиню, украшенную драгоценными камнями, сияющую как Агни, Сурья и Чандра. Она рассматривается как подательница славы, богатства и изобилия (золота, домашнего скота, лошадей и еды; она милостива к почитающим её и отгоняет от своих почитателей свою старшую сестру Джештху (санскр. ज्येष्ठा, jyeṣṭha IAST — «старшая сестра»), предвестницу бед и неудач, которая олицетворяет а-лакшми. Также гимн связывает Шри-Лакшми с аграрным изобилием, плодородием и богатством — что проявляется в эпитете Кардама или Кардами (санскр. कार्दम, kārdama IAST / санскр. कर्दमी, kārdamī IAST — «мокрый, грязный»)[2]. С другой стороны, этот эпитет восходит к мифу о явлении богини Лакшми из Молочного Океана — когда Лакшми, в числе других сокровищ, добытых при пахтании, появилась из океана, риши Кардама (санскр. कर्दम, kardama IAST) помог ей выйти на сушу (отсюда эпитет Лакшми — «Дочь [риши] Кардамы»). Текст Шри-сукты постоянно использует мотивы лотоса (padma или kamala) и слона (gaja) — символы, которые связаны со Шри-Лакшми в более поздней литературе. В индуистской традиции (так же как и в буддизме и джайнизме) лотос является устойчивым символом чистоты, красоты, духовной силы, жизни, рождаемости и творения Вселенной (в тантризме). Слон считается символом царской власти и также связан с дождём и облаками, что усиливает статус Шри-Лакшми как богини плодородия и изобилия[7]. В поздней индуистской иконографии Шри-Лакшми часто изображается в виде Гаджа-Лакшми — богиня с четырьмя руками стоит на лотосе посреди озера с двумя слонами, извергающими струи воды из хоботов. Её верхние руки обычно держат два лотоса, нижние изображаются в мудрах «Благословение» и «Защита»[7][8]. Сам текст Шри-сукты буквально наполнен различными эпитетами богини (всего их более 110), часть которых (25 эпитетов) упоминает лотос: « О Лотосоокая, Лотособедрая, Лотосоликая, Рожденная из лотоса! Люби меня, благодаря этому я легко обрету счастье! (стих 18) О Любящая лотосы! Падмини, Держащая лотос в руках! Обитающая в лотосе, Лотосоокая! Любимая вселенной, Умилостивляющая ум Вишну, Сделай Твои лотосные стопы приближенными ко мне! (стих 20)