Gurrelieder: Teil I (исполнитель: Arnold Schoenberg)
Арнольд Шёнберг. Кантата `Песни Гурре` для 5-ти солистов, чтеца, хора и симфонического оркестра (1900, оркестровка 1911). Солисты: Дженифер Лармор (меццо-сопрано), Томас Мозер (тенор), Кеннет Ригель (тенор), Дебора Войт (сопрано), Вайкль Бернд (баритон), Клаус Мария Брандауэр (чтец). Хор Дрезденской государственной оперы, Хор Лейпцигского радио, Дрезденская Штаатскапелла дирижёр Джузеппе Синополи. «Песни Гурре» Арнольда Шёнберга - лебединая песнь немецкого романтизма. В этом сочинении сплелись тончайшая любовная лирика с мощью фресок, сарказм и искренность, мелодическая красота вокальных партий и фантастическая красочность огромного оркестра. История австро-германской классической музыки немыслима без этого фантастического финального аккорда... Поэтический текст датского поэта Йенса Петера Якобсена в немецком переводе Роберта Арнольда основывается на старинном датском сказании. Король Вальдемар Шестой Оттердат, живший в 14 веке, тайно любил прелестную Тове. Королева Хельвига из ревности велела ее убить. В замке, носившем название Гурре, король умер от тоски и горя. По народной легенде каждую ночь призрачная дружина во главе с королем охотилась в окрестных лесах. Кантата состоит из трех неравных по размеру частей. Первая часть – история любви и смерти в чередующихся монологах влюбленных – завершается изумительной по красоте песней Лесной голубки, оплакивающей бедную Тове. Вторая часть – короткий горестный монолог Вальдемара, бросающего упреки Господу за несправедливость жизни. Третья по принципу контраста объединяет монологи короля-призрака, грубоватые песни Крестьянина и гротескный монолог юродивого Клауса Нара (т.е. дурака по-немецки), хоровые песни вассалов, оркестровые эпизоды и мелодекламацию с участием чтеца (в партии чтеца выступает знаменитый актер Клаус Мария Брандауэр). Венчает кантату всеочищающий, мощный торжественный финал – Гимн восходящему солнцу и красоте природы. Судьба сыграла с Шёнбергом злую шутку в том отношении, что, когда создавались "Песни Гурре", он был гоним и непризнан, голодал и должен был бросить работу. А когда в 1913 году в Вене состоялось первое исполнение цикла оркестром под управлением Франца Шрекера и принесло композитору первый большой успех, он сам уже далеко отошел от этого произведения и не мог уже получить от восприятия тех впечатлений и живых стимулов. какие, несомненно, получил бы, если бы мог закончить и услышать "Песни Гурре" значительно раньше. Тем не менее успех "Песен Гурре" был вполне заслуженным, и сочинение это продолжает вызывать интерес к себе волнующей, глубоко искренней лирикой и напряженностью эмоционального тона. Волны музыки "Песен Гурре" охватывают и ритмически влекут слушателя с первых страниц вступления. Цикл всегда вызывает к себе симпатию благодаря своей эмоциональной насыщенности и мелодической щедрости, причем в характере музыки дает себя знать вагнеровский пафос. Каждая из отдельных песен, на которые распадается все произведение, является ярким эпизодом, но не случайным и не обрывочным, а тесно спаянным с остальными. Это достигается общностью тем-мелодий и их многообразными превращениями, в которых раскрывается с необычайной полнотой композиторское изображение Шёнберга.