Бетховен. Соната № 3 ор. 69 ля мажор для виолончели и фортепиано (1807–1808). Ч. 2. (исполнитель: Мстислав Ростропович - виолончель,)
Это скерцо совершенно неповторимая пьеса. Во-первых, оригинальна ее форма. Представим ее в буквенном виде: ABA1C¦ABA1C¦ABA1Кода. Эту последовательность повторяющихся эпизодов можно трактовать по-разному: либо как трехчастную форму, либо как двухчастную, поскольку ABA1C буквально повторяется дважды. Важно, однако, что, поскольку эпизод С значительно расширен по сравнению с остальными эпизодами, он может претендовать на некое особое значение и в таком случае форму скерцо можно представить так: ¦: ABA1 : ¦ABA1Кода. Во-вторых, совершено необычна запись Бетховеном первоначальной темы. Мотив темы как бы вспыхивает на слабой доле такта, тогда как на сильной доле следующего такта акцента нет. В наше время все исполнители трактуют эту запись как обычную синкопу. Между тем Бетховен, согласно свидетельству все того же Черни, имел в виду нечто другое: на сильную долю такта вспыхнувший звук едва слышно повторяется (а не просто выдерживается). Создается совершенно особый музыкальный эффект. Стоит сравнить этот эпизод с записью речитатива Adagio в фортепианной сонате № 31 ор. 110 (перед первой фугой). Этот прием напоминает другой, именуемый по-немецки Bebung (дрожание, трепетание).