Официальный гимн Российской империи. (исполнитель: Коль Славен Наш Господь в Сионе)
Слова М. М. Хераскова (1733-1807), музыка Д. С. Бортнянского (1751-1825). Официальный гимн Российской империи. Исполнялся на торжественных церемониях, входил в военный ритуал производства юнкеров в офицеры, звучал после артиллерийского залпа и сигнала горнистов "На молитву, шапки долой!" С 1856 по октябрь 1917 года Спасская башня Московского Кремля ежедневно в 15 и 21 час вызванивала "Коль славен", а в 12 и 18 часов - "Преображенский марш". В 1833 году официальный статус государственного гимна закрепился за "Молитвой Русского народа" ("Боже, Царя храни!") В. А. Жуковского на музыку А. Ф. Львова, но "Коль славен" продолжал сохранять свое значение в качестве церемониального гимна. Мелодия была частично использована при создании в 1902 году гимна Бунда (союза еврейских рабочих Польши, Литвы и России) "Di Shvue" ("Присяга"). «Коль славен наш Господь в Сионе...» Одновременно с маршем Козловского-Державина появился еще один гимн — «Коль славен наш Господь в Сионе...». По форме это была духовная песня. Она никогда не считалась официальным гимном, но была своего рода русским «духовным» гимном, приобретя огромную популярность. Он исполнялся на вечерних службах в армии, во время крестных ходов и церковных праздников. Примечателен такой факт: колокола на Спасской башне Московского Кремля дважды в сутки вызванивали «Преображенский марш» и дважды — «Коль славен наш Господь в Сионе...». Подобно Преображенскому маршу, этот гимн оставался популярным в Белой армии (армии А. В. Колчака), а затем у русских эмигрантов. Когда точно была написана песня, неизвестно, предположительно в 1790—1801 гг. Прекрасную музыку гимна написал известный композитор духовной музыки Д. С. Бортнянский, слова — один из известнейших поэтов своего времени М. М. Херасков. Коль славен наш Господь в Сионе, Не может изъяснить язык. Велик он в небесах на троне, В былинках на земле велик. Везде, Господь, везде Ты славен, Во дни, в нощи сияньем равен. Тебя Твой агнец златорунный В себе изображает нам; Псалтырью мы десятиструнной Тебе приносим фимиам. Прими от нас благодаренье, Как благовонное куренье. Ты солнцем смертных освещаешь, Ты любишь, Боже, нас как чад, Ты нас трапезой насыщаешь. И зиждешь нам в Сионе град. Ты грешных, Боже, посещаешь И плотию твоей питаешь. О Боже, во твое селенье да внидут наши голоса, И взыдет наше умиленье К тебе, как утрення роса! Тебе в сердцах алтарь поставим, Тебе, Господь, поем и славим!