"Nonconformist" (1983-1996) - Vocalise in Rapid (исполнитель: Михаил Чекалин (Mikhail Chekalin))
____________________________________________________________ САМАЯ ПРОНИКНОВЕННАЯ МУЗЫКА КОНЦА СВЕТА из журнала "Stereo & Video" октябрь, ноябрь 1997 и февраль 1998 Оригинальный авторский текст с сохранением пунктуации и лексики (где возможно). часть 1 "Я как высший судья живо поделил весь род человеческий на две неравные части. Одна состоит только из хороших людей, но плохих или вовсе не музыкантов, другая же – из истинных музыкантов." Э.Т.А.Гофман. "Житейские воззрения кота Мурра" Всё музыка и свет. Александр Блок Когда б вы знали... сколь беспомощно хрупка магнитная лента по сравнению с обликом Ленинградского проспекта, куда вперились окна моей жилплощади... Безусловно, если музыка самое божественное из искусств, как говорили древние, то электронная музыка была задумана своими создателями, да и самим Создателем не иначе как самая проникновенная из музык. Другое дело, какая проникает в уши и сердца людей - через толстые слои всепоглощающих памперсов кошмарных младенцев культуры потребления - та самая, редкая, или стерилизованная пластмассовая продукция, как фотообои вместо живописных пейзажей. Ведь в самой природе, особенно нового компьютерного поколения технологий, заложены ловушка и соблазн для весьма состоятельных любителей-электронщиков, имеющих весьма косвенное отношение к музыкальной профессии. Помните, как у знаменитого фантаста Артура Бигла был такой рассказ "Музыкодел" - сэмплерные наборы позволяют им вволю музыкодельничать, складывать, как из детских кубиков или конструктора. Да и засимметрированная эстетика некоторых современных модных прикладных направлений, вроде техно-танцевального в молодежной субкультуре, весьма располагает к такому бесхитростному творчеству. Впрочем, это вообще ключевая проблема для технологично привязанных искусств XX в., заключающаяся в переадресовке внимания с предмета искусства на несложные арифметические комбинации, позволяющие мастерить табуретки на две четверти, требующие, конечно, своего столярного мастерства. Проблема подмены в современном искусстве вопрос, безусловно, более обширный; мы ведь не всегда обвиняем художников, если они обводят слайды аэрографом. Ну, а о технике посовременней и говорить не приходится. Однако проблема не в том, что широкие массы потребителей могут вовлечься в творческий процесс, вовсе или почти не умея играть, увы, на таких потребителей и ориентирован сегодня в большой степени рынок современных музыкальных инструментов. Проблема в вытеснении широкого слушательского интереса на уровне самих ожиданий из той области, которая описывается, увы, девальвированным термином "электронная музыка", прежде обозначавшим всю ту подлинную музыкальную культуру, порожденную второй половиной XX в., и на протяжении последних двадцати лет состоявшуюся на уровне Стравинских и Шостаковичей своего времени. Электронная музыка, скорее даже, еще более психологически тонкая материя, чем камерная или симфоническая, которая была призвана не спустить с рук всё богатство накопленного в музыкальном творчестве, а еще его преумножить. Естественно, таких мастеров в мире не тысячи и даже не сотня, а, скорее, десятки - как и в любом другом искусстве в любые времена... ____________________________________________________________ Все композиции и исполнение - Михаил Чекалин (аналоговые и цифровые клавишные синтезаторы, фортепиано, ударные, пение, микширование и прочее). Записи 1, 2, 4, 6, 7, 9, 12, 14, 18 на диске № 1 произведены в 1996 году, остальные в 1983, 1984 и 1987 без применения секвенсорно-компьютерных технологий, где имеет место исключительно традиция живого исполнения и технология многоканальной магнитофонной записи (записи 1983-87 годов произведены на 8-канальной студии Игоря Замараева). Записи 15 и 18 на диске № 1 произведены без применения синтезаторов (фортепиано и голос). © 1983-96 Mikhail Chekalin (Р) 1996 TAU Product, TAU 00145/147. официальная группа композитора Михаила Чекалина: [bad word] [bad word] mikhail_chekalin