Али-Баба и сорок разбойников (исполнитель: Артисты Театра и Кино (серия)
Сценарий и тексты песен В.Смехова Музыка В.Берковского и С.Никитина Обработка и аранжировка И.Кантюкова Али-баба - О.Табаков Зейнаб - Т.Никитина Касым - С.Юрский Фатима - Н.Тенякова Мустафа - В.Смехов Прохожий - Л.Филатов Хасан - А.Джигарханян Ахмед - А.Граббе Постановка В.Смехова Режиссер-концертмейстер С.Никитин Ансамбль "Мелодия" п/у Г.Гараняна Вокальный ансамбль "Панорама" п/у М.Ганеева -КАК? ОПЯТЬ "АЛИ-БАБА"?.. Да. Можете себе представить, опять. Казалось бы, сколько уже было воплощений "Али-бабы"... и в театре, "человеческом" и кукольном, и в кино, "живом" и рисованном, и на эстраде, и в цирке... И не только у нас - во всем мире! Сколько уже было версий? Сто?.. Тысяча?.. Если их было сто, теперь будет сто и одна. Если тысяча, теперь станет тысяча и одна. И затеяли эту тысяча первую версию в еще неопробованном для этого жанре - в граммофонном спектакле - люди веселые, шутливые, не только литературно и музыкально одаренные, но и - что самое главное! - наделенные даром детской веры в правду сказки. Верой в то, что простодушие симпатичнее хитрости; что щедрость привлекательнее жадности; что скромность обаятельнее тщеславия, короче, верой в то, что добро куда лучше зла, и в то, что добро всегда одолевает это самое зло. Пусть в сказке, но одолевает. Еще надо вам знать, что сочинили этот необыкновенный спектакль любители, дилетанты. Да, да. Дилетанты, но в старинном, уважительном что ли, смысле этого милого слова. Вениамин Смехов, например, написавший все слова и диалогов и песен, - известный актер известнейшего Московского театра драмы на Таганке, а Виктор Берковский и Сергей Никитин, сочинившие всю музыку, - научные работники с учеными степенями. Однако работа над этой вещью была для них не забавой в "часы досуга". Я с ними, со всеми тремя, знаком уже много лет, и мне хорошо известно, что В.Смехов давно и основательно знает и любит персидскую поэзию, и не только персидскую, впрочем; что В.Берковский и С.Никитин годами искали меру стилизации и ироничности в изложении "восточных мотивов" для современного слушателя, так что дилетанты они серьезные, культурные. А вот что касается исполнителей ролей - это все люди, делающие свое прямое дело: актеры. Но, опять же, актеры особенные: не кичливые. И вы это с легкостью уловите, вслушавшись в массовые сцены, в голоса персидского базара. -- Батюшки!-- удивитесь вы,-- да ведь тот, который там, вдалеке кричит: "Халва-а!.. А вот кому халвы!.."-- это же Олег Табаков!.. А тот, что на все лады урюк расхваливает? Это ведь Армен Джигарханян!.. А с каким базарным темпераментом рекламирует свои халаты Сергей Юрский?! И это при том, что все эти почтенные исполнители приглашены на главные роли! Вот ведь какие это актеры. Я же говорил вам - особенные. Не кичливые. А музыканты?.. Разве не замечательно, что знаменитые на всю страну, многоопытные мастера - ансамбль "Мелодия" п/у Георгия Гараняна и вокальный ансамбль "Панорама" п/у Михаила Ганеева с такой увлеченностью, с таким азартом исполняют музыку и поют песни, сочиненные... дилетантами?.. Как это так?.. А вот как: скорее всего и они одарены той же верой в правду сказки. Ничем иным объяснить это невозможно. Осталось сказать вот что. Все вы, и взрослые, и дети, которым предстоит удовольствие слушать, вернее, вместе с исполнителями пережить этот веселый и мудрый спектакль, - я вам это просто предрекаю! - все вы обязательно будете подпевать артистам: "Жарко... Очень жарко!...", или: "...Браво, браво!... Ну, что вы, право!...", а уж: "Ста-а-арые раны..." все непременно будете подпевать. А те, которые удержатся и подпевать не станут, ну, что о них скажешь?.. Невеселые люди. Нам их жаль. Итак, ставьте звукосниматель на начало первого диска. Ставьте с предвкушением девяноста восьми минут истинного удовольствия. Это я говорю и детям, и взрослым