Balbyrauyn (Abiken Hasenov, dombyra) (исполнитель: Halyq kuii (Folk kui))
Фольклорными народными музыкальными инструментами являются уульдек, сазген, желбуаз, желкабыз, дангра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, керней, дудыга, дунгиршек, токылдак, асатаяк, адырна, шыртылдауык, сакпан, функционирующие, главным образом, в фольклорно-этнографической среде. Сюда же можно отнести еще сырнай, кепшик, жетыген, бугышак, шын, шанкобыз, ауыз сырнай, возникшие, по-видимому, путем заимствования у соседей конструкций, способов изготовления, музыкального строя, принципов звукоизвлечения. Батальный дабыл громкого звучания, упоминаемый во многих героических сказаниях XVI—XVIII веков, представлял собой инструмент значительно большего размера, на широкий ободок которого с двух сторон натягивалась шкура верблюдицы особой обработки. Наряду со знаменем он выносился на войну. Звуками дабыла объявлялось начало военных действий, подавались сигналы наступления или отступления, заключения мира и т. д. Народные музыкальные инструменты имеют давнюю историю, о чем свидетельствуют древние предания, легенды, героические сказания, подтвержденные ныне археологическими исследованиями, материалами письменных источников, полевых экспедиций. При раскопках, например, в Кой-Крылган-кале (античный Хорезм), археологами найдены терракотовые фигурки музыкантов с двухстрункой, бытовавшей по меньшей мере две тысячи лет назад и являвшейся дальним прототипом казахской домбры. По мнению известного исследователя древней культуры музыкального инструментализма Р. Л. Садокова, на это отчетливо указывает наличие на инструменте пятиугольного резонатора с плоским торцом, длинного грифа и двух струн. Широкие «по-степному» штаны на музыканте, манера игры с положением инструмента наклонно и наискось через торс грифом вниз, как это нередко мы наблюдаем у аульных домбристов и в наши дни, когда играют стоя, также говорят о связях Хорезма с древними племенами Приаралья. Наукой доказано, что казахи этнически близки к этим насельникам степей, обеспечивавшим Хорезму крепкий и надежный тыл на всем протяжении его истории. Отдельные экземпляры терракотовых музыкальных инструментов типа уульдек, относящиеся к X—XII векам, выявлены при раскопках древнего Отрара, что на юге Казахстана, городища Актобе. Весьма ценные сведения о народных музыкальных инструментах оставили Абу Наср аль-Фараби (870—950), арабские путешественники, посетившие дешти-кыпчакские степи в древности и раннем средневековье, которые с удивлением писали о том, что они встречали здесь немало интересных мелодичных инструментов. Описание ряда старинных музыкальных инструментов содержат в себе труды А. Левшина, Ч. Валиханова, И. Георги, Г. Потанина, С. Рыбакова и др. При этом обращалось внимание на то обстоятельство, что на протяжении длительного процесса исторического развития казахский народ создавал богатейшее музыкальное наследие в виде симфонически развитых программных произведений — кюйев, исполнявшихся на народных инструментах — домбре, кобызе, сыбызгы, шанкобызе. Многочисленная плеяда народных исполнителей удерживала в своей памяти сотни интереснейших образцов исконно народного музыкального творчества. Богатейший музыкальный фольклор передавался из поколения в поколение.