Отсутствует (исполнитель: Неизвестен)
Andante elegiaco. Эта часть наиболее значительна по образному содержанию; в ней выражено глубоко личное чувство. В сущности, это – элегия. Это Andante построено совершенно иначе, чем медленные части предшествующих симфоний и квартитов: в нем даны внутренние контрасты в переделах одного раздела формы, в частности, главиной партии. Тематизм Andante богат и многогранен. Andante написано в свободно трактованной сонатной форме, в которой разрабоотка – редчайший, если не единственный случай – является одновременно репризой (закглючительным разделом) главной партии. Главная партия включает в себя три темы. В этом разделе ощущается отсутствие широкого развития и, можно констатировать, некоторая скованность. Побочная партия, в которой развивается лишь одна широко распетая лтрическая тема, контрастирует главной партии своим ярко выраженным движением образа к кульминации. Темы главной партии родственны между собой и одновременно глубоко контрастны. Основным музыкальным зерном является первая тема. В ней чувствуется «осеннее настроение», скорбь об умирающей природе, сожаление о прошедшем. Не случайно ее сходство с одной из самых популярных фортепианных пьес Чайковского «Осенняя песня» из цикла «Времена года», который будет написан меньше чем через год после Третьей симфонии. Следующая затем тема у фагота - новая мрачная декламационная фраза; она предвосхищает тему главной партии первой части Пятой симфониии. Фатальное начало, рожденное невозможностью вырваться из замкнутого «магического» круга, выражено здесь более лаконично и сурово. И вдруг, как яркий луч солнца, согревающий осеннее умирание природы, прорывается новый мотив, настойчиво зовущий к жизни. Появляется новый прекрасный мелодический образ - лирическая тема побочной партии. Вначале она сходна с прекрасной песней, может быть, своего рода колыбельной, убаюкивающей и успокаивающей, но постепенно в ней появляется страстное и горячее чувство, в кульминации до патетики душевных излияний. Некоторым эта тема может показаться вальсом – она написана в вальсовом трехдольном размере – но это совсем не такой вальс, как в предыдущей части. Здесь это прекрасная гибкая и выразительная мелодия, звучащая как гимн любви. Постепенно все шире, все более распеваемая, она достигает драматической кульминации. Затем постепенно спадает эмоциональное напряжение, уходит порыв, и затухающая мелодия в последний раз звучит как напоминание о пережитом.