stoner metal (похожие жанры: stoner rock, doom metal, sludge, metal, stoner)
Стоунер-рок (stoner rock), пустынный рок (desert rock) и стоунер-метал (stoner metal) это взаимозаменяемые понятия, которые подразумевают определенные поджанры рок- и метал-музыки. Стоунер-рок, как правило, это медленная или среднетемповая музыка c низконастроенными гитарами и басом. Включает в себя элементы психоделического рока, блюз-рока и дум-метала с повторяющимися гитарными риффами. Также основными характеристиками жанра являются мелодичный вокал и стилизация записей в духе ретро-рока 1970-х. Стоунер-рок возник в ранних 1990-х на основе творчества калифорнийской группы Kyuss.
Stoner rock
Истоки:
Blues-rock
Psychedelic rock
Acid rock
Heavy metal
Doom metal
Место и время возникновения:
1970-е, США
Годы расцвета:
Региональный расцвет в начале 90-х, частичная глобальная известность в начале 2000-х
Типичные инструменты:
Electric guitar (often using fuzz, phaser, flanger etc) - Bass guitar - Drums
Производные:
Stoner sludge
Возникновение термина
Основатели жанра, как и их последователи, часто говорят о том, что являются приверженцами употребления марихуаны. Отсюда и название — «stoner», что на сленге означает «укурок». Они утверждают, что эффект от употребления марихуаны хорошо сочетается с медленными и психоделичными риффами стоунер-рока. Впоследствии, в связи с развитием жанра, появился термин стоунер-метал — более тяжелое ответвление стоунер-рока.
Стоунер-рок стилистически близок к понятию «пустынный рок» (desert rock), который использовался для определения музыки группы Kyuss, музыканты которой были родом из города Palm Desert, Калифорния, США. Т.к. понятие «стоунер-рок» довольно близко к понятию «пустынный рок», то они стали почти синонимами.
Такого рода сочетание наркотиков и музыки не уникально. Такие же параллели можно провести и для танцевальной музыки, слушатели которой часто употребляют экстази. Тем не менее большое количество музыкантов-любителей марихуаны, например, группа Pantera, использовавшая на обложках своих дисков и футболках изображение листа конопли, не может быть причислено к стоунер-року из-за коренных различий в структуре музыки.
Что же такое Stoner Rock?
И по сей день, несмотря на всеобщую глобальную информационную развитость, существует некий феномен малоизвестности данного ответвления современного рока, как в музыкальных и околомузыкальных кругах, так и во всём остальном цивилизованном обществе. Причём не только в России, а и, в общем-то, во всём мире! Как-то мне довелось общаться с американскими студентами, приехавшими в Россию на практику, и на мой вопрос по поводу данного музыкального жанра они только пожимали плечами и говорили что "стонерами" у них называют тех, кто курит марихуану. И это притом, что Америку можно с определённой уверенностью назвать родиной этого стиля. А продавцы музыкальных магазинов на вопрос "- Есть ли что-нибудь из стоунера?" делают недоумённый взгляд и задают встречный вопрос: "- А что это???". И всё это несмотря на то, что как жанр Stoner Rock существует уже более десятка лет! И представляет собой весьма весомый пласт групп и исполнителей, как простых и незамысловатых, так и весьма интересных, нестандартных,
неординарных в музыкальном плане, и даже прогрессивных. Здесь, пожалуй, стоит привести несколько наиболее популярных, знаковых, значимых и особо отличившихся коллективов имеющих к стоунеру непосредственное отношение:
Kyuss, Monster Magnet, Unida, Hermano, Dozer, Blind Dog, Fu Manchu, Clutch, Lowrider, Corrosion Of Conformity, Down, Sleep, Electric Wizard, Spiritual Beggars, The Atomic Bitchwax, Halfway To Gone, Cowboys Aliens, 7Zuma7, Orange Goblin и т.д. и т.п.
И это только малая толика существовавших и существующих, отличнейших во всех отношениях и заслуживающих внимания, коллективов.
Cтоунер рок и стоунер метал являются взаимозаменяемыми терминами, описывающими поджанры рок и метал музыки. Стоунер рок часто сплавляет в единое целое такие элементы, как мид-темпо и медленный ритм, увесистые, "жирные" гитарные риффы, психоделические джэмы, мелодичный, слегка "ржавый" вокал и отсутствие перепродюсирования.
Категории и определения
Слово "stoner" в названии стиля происходит от слова "stoned" (англ. жарг. – укуренный,находящийся под воздействием марихуаны, stoned face - с застывшим лицом). Было бы неправильно говорить обо всех музыкантах и поклонниках стиля стоунер, как о лицах, употребляющих марихуану, но существует мнение, что симбиоз мощных, низких, грувовых и психоделичных рифов с эффектом "дымка" образует чудодейственную комбинацию из звуков и эмоций, весьма удачно сочетающихся друг с другом. Это не определяет принадлежность к определённому слою субкультуры, однако используется для подчёркивания различий с представителями хиппи или растафарианства, употребляющих наркоту хаотично и бесконтрольно, а также потребителями тяжёлых наркотических средств.
Одним из синонимов определению "стоунер рок" является, сейчас уже более менее расхожий, термин "пустынный рок" (desert rock). Поскольку легендарные первооткрыватели стоунера, каким мы его знаем – Kyuss, являются уроженцами калифорнийского города Palm Desert.
Группы вышедшие из Палм Дезерт
Kyuss. Это имя стало синонимом жанра. Kyuss и стоунер рок неразделимы, как близнецы-братья. На фоне более популярного в то время гранжа, с которым кстати стоунер тоже определённо взаимосвязан, Kyuss являлись исключением на современной музыкальной сцене – фэны боготворили их, критики не ругали их, а сами музыканты никогда не стремились к дешёвой эмтивишной известности.
Команду основали в конце 80-х школьные друзья, вокалист Джон Гарсия (John Garcia), гитарист Джош Хомм (Josh Homme), барабанщик Брант Бьёрк (Brant Bjork) и басист Крис Кокрелл (Chris Cockrell) (он же Vic du Monte) и назывались они сначала Sons of Kyuss, название было позаимствованно из игры Dungeons & Dragons. В 1990 году они записали свой первый альбом под вывеской Sons of Kyuss, который был выпущен только на виниле небольшим тиражом. Альбом был спродюсирован Кэтрин Энни (Catherine Enny) и Роном Кроуном (Ron Krown). Четыре песни из этого альбома позже были включены в их дебютник под сократившимся названием Kyuss. После выхода этого первого винилового издания группу покидает басист Крис Кокрелл, его место занимает Ник Оливери (Nick Oliveri). В 1991 году команда подписывается на независимый лейбл Dali Records, на котором и выходит их первая пластика "Wretch".
На одном из клубных концертов команду приметил фронтмен Masters of Reality Крис Госс (Chris Goss). Услышав необычное звучание Kyuss, он поразился и с ходу предложил парням свои услуги в качестве менеджера. Заодно Крис взялся продюсировать второй альбом группы. С его помощью музыкантам удалось довести свое звучание до нужной кондиции. Именно "Blues for the Red Sun" ознаменовал рождение стоунер рока. Его влияние оказалось настолько сильным, что многие молодые последователи нового течения стали называть свои группы по песням из этого альбома. После выхода второго альбома группу покидает басист Ник Оливери и на его место приходит Скотт Ридер (Scott Reeder) из группы The Obsessed. И команда отправляется в 2-х месячный тур по США вместе с Danzig
К 1994-му году Kyuss оперились настолько, что смогли перебраться на мажорный лейбл Elektra Records. Под новой крышей команда дебютировала с альбомом "Welcome To Sky Valley". Диск сопровождался надписью "слушать не отвлекаясь", а треки были разделены интерлюдиями и минусовыми паузами. В альбом кроме оригинального материала вошел кавер "N.O." из репертуара Across The River. После выхода альбома команда отправилась в Австралийское турне вместе с Metallica, а так же приняла участие во многих крупных фестивалях в европе. Перед записью последнего альбома в группе происходит смена барабанщика, вместо Бранта Бьёрка за установку садится Альфредо Хернандез (Alfredo Hernandez). В 1995 году команда записывает свой последний альбом "… And The Circus Leaves Town". Вскоре после его выхода команда распадается.
Участники легендарной банды занялись своими проектами. Джон Гарсия вокалит в Slo Burn и Unida, а затем в Hermano. Ударник Брант Бьорк впоследствии появлялся в Che (с участием Альфредо Хернандеса), Fatso Jetson, Fu Manchu, Mondo Generator и ещё некоторых других проектах, а также стал записываться и выступать под своим именем. Джош Хомм, помимо своего проекта The Desert Sessions, после небольшого тура в составе Screaming Trees, вместе с Ником Оливери и Альфредом Хернандесом создали Queens of the Stone Age, которую Оливери потом покинул в связи с разногласиями, а также ещё Хоммом в 2004-м году была создана группа Eagles Of Death Metal, в которой он играет на ударных. Оливери же после ухода из QOTSA создал Mondo Generator. Альфредо Хернандес в 2005-м образовывает свой проект Yawning Man. Скотт Ридер время от времени басил в турах вместе с Unida и Goatsnake, а также занимался продюсированием альбомов стоунер банд (Orange Goblin, Sixty Watt Shaman), и затем в 2006-м году выпускает сольный альбом.
В декабре 2005 года Джон Гарсия вышел на сцену вместе с лидером QOTSA Джошем Хоммом, чтобы вместе спеть 3 песни Kyuss, так что, хотя слухи об их воссоединении пока остаются слухами, стоунерщики всего мира очень надеются на это, можно сказать, ждут, как манны небесной.
Синонимы, стили и направления
Не смотря то, что стоунер уже сформировался как термин и вроде бы стал самостоятельным музыкальным стилем, он соседствует, смешивает и вбирает в себя многие субжанры рока. Такие например как acid rock(хендриксовская кислотная психоделичность на примере The Atomic Bitchwax или Core), space rock и psychedelic rock, явные признаки и отголоски которых тоже слышны довольно часто среди стоунер исполнителей (35007, The Mystick Krewe Of Clearlight и др.), так называемый retro hard, уже более отчётливо обращающийся к корням (Firebird, Spiritual Beggars). Помимо всего прочего, есть также и плотные завязки с гранжем (grunge). У очень многих стоунер исполнителей, если внимательно послушать, местами грань между гранжем и стоунером едва уловима. Ну и конечно же надо упомянуть более жёсткие и утяжелённые соседствующие, граничащие и переплетающиеся в различных пропорциях со стоунером жанры, такие как sludge и doom(результатом таких смешений является творчество например таких банд, как Electric Wizard, Bongzilla и Acid King).
Периодически появляются более молодые и адаптированные к современному шоу бизнесу команды, например Wolfmother, на западе не так давно для такого типа групп появился ещё один термин – hipster metal], видимо в альтернативу не очень конъюнктурному словцу "stoner". А на главном мировом портале стоунера www.stonerrock.com по желанию можно выбрать одно из ещё трех словосочетаний названия сайта: riff rock, fuzz rock и cosmic doom, видимо, на случай если кому-то словечко "stoner" опять же мозолит глаз. Про desert rock уже упоминалось выше, тоже одно из определений стиля.
Немного истории
Как и у многих значимых музыкальных жанров, у стоунер рока трудно выявить явные влияния и источники вдохновения. Тем не менее, у стоунера есть предшественники, если хотите, праотцы в лице монструозных и одиозных Black Sabbath. Многие считают, что начало эволюции стоунер рока как жанра положила известная композиция "Sweet Leaf" с альбома 1971 года "Masters of Reality".
Black Sabbath являлись основными популяризаторами такого музыкального направления
наряду с Jimi Hendrix, Pink Floyd, Led Zeppelin, хотя гиганты такого уровня не поддаются втискиванию в рамки какого-либо жанра, в т.ч. стоунера. Всех их объединяла музыка, сочетавшая в себе мощные, закрученные психоделические джем-сейшны в духе хендриксовского "Band of Gypsys", пейджевские акустико-электрические пьесы из "Physical Graffiti" и флойдовские галлюциногенные фантазии в духе "A Saucerful of Secrets", музыка, являющаяся прообразом того, что мы называем стоунер роком.
Здесь конечно приведены наиболее ярко выделившиеся и успешные исполнители, но также обязательно стоит отметить и тот факт, что в то же время (60,70-е) существовал огромный пласт и менее известных для широкой публики коллективов (подчас весьма интересных и достойных похвалы), творчество которых можно с уверенностью отнести к, так сказать, прото-стоунеру. Для того чтобы в полной мере оценить стоунер рок как полноценный и самостоятельный жанр, надо было пережить электро-поп восьмидесятых и очиститься сиэттловским гранжем. По мнению портала All Music, стоунер рок группы творчески переработали в современном духе и на современном звуке длинные, расширяющие сознание джемы и ультратяжёлые аккордные построения таких групп, как Black Sabbath, Blue Cheer, Blue Oyster Cult и Hawkwind, провернув их через мясорубку психоделического метала и кислотного рока, приправив жужжащим звучанием раннего гранжа, вылетевшего из-под крыла полулегендарных Sub Pop records.
Музыкально-стилистические особенности и технические решения
Ритм-секция. Начнем с того, что это всё тот же старый добрый блюз, всё те же старые добрые 12 тактов и всё те же старые добрые три аккорда. Но блюз не простой, а синкопированный, то есть с использованием ритмовых сбивок, а еще, проще говоря, построенный на импровизационном ритме.
Эту же фишку используют все без исключения фанковые музыканты. Наглядно построение ритм-рисунка можно представить, сравнив традиционный для, скажем, heavy-metal downbeat "дын-дын-дыды-дынц", с синкопированным фанковым "дын-туду-ду-бым-дын-дын-дынц"… причём последний можно изобразить и в более изощрённых формах, находясь в рамках всё тех же старых добрых двенадцати тактов.
Особенно хочется отметить характерный для стоунера звук ударных: он в большинстве случаев округлый и мягкий, как у джазистов би-бопперов (а во многих стоунер-группах трудятся за ударной установкой зачастую барабанщики с солидной джазовой карьерой), но мощный и сильный, с характерным "памп"-ом.
Риффы. Здесь нет простого и чёткого рецепта, ибо построено всё также на импровизационных началах. Приветствуется всё - начиная от выяснения отношений с гитарой типа "Are you, bitch, experienced?"; и заканчивая монотонными мрачными думообразными "гуделками". Фузз и дисторшн - главные подручные "примочки". В основном, гитаристы добиваются грязного, сырого, "неочищенного" звука, либо совсем не парятся над звуком. Также используются и разные варианты пониженного строя инструментов.
Риффов на одну песню может приходиться несколько. Смена риффа по ходу пьесы - весьма характерная особенность стоунера. Использовать хорошо знакомый рифф, скажем, Саббатовский, в контексте произведения - лишь приветствуется.
Российские и СНГ исполнители стоунер-рока:
Sound of Ground
The Re-Stoned
Evil Cosmonaut
Brand Band
Cactus Jumper
Dirty Season
Mozergush
Sex Type Thing
Stone Cold Boys
The Grand Astoria
Российские и СНГ исполнители стоунера и смежных поджанров:
Without God
Камни
Stoned Jesus
The Moon Mistress
Lowriderz
ТОП жанра «stoner metal»